Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 16.11.2005 по делу N А60-23572/05-С10 Поскольку заявитель осуществляет добычу полезных ископаемых на участках нелесных земель лесного фонда и эти земли не были переведены в земли иных категорий, оснований полагать, что данные земли относятся к землям промышленности, не имеется, поэтому начисление земельного налога как за земли промышленности суд считает неправомерным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 16 ноября 2005 г. Дело N А60-23572/05-С10“

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего В.В. Окуловой, судей О.Л. Гавриленко, Т.М. Вагиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.И. Колтуновой, при участии: от заявителя - Дятлова О.А., предст., дов. N Д-012/230 от 02.08.2005, Ладейщикова Н.С., предст., дов. 66АА677617 от 18.11.2004, Шундеева О.Ю., гл. бух., дов. N Д-002/230 от 24.01.2005; заинтересованное лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представитель не явился,

рассмотрел 16.11.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции ФНС Российской Федерации N 14 по Свердловской области на решение от 12.09.2005 (судья
Т.А. Голубева) по делу N А60-23572/05-С10 по заявлению закрытого акционерного общества “Золото Северного Урала“ к Межрайонной инспекции ФНС Российской Федерации N 14 по Свердловской области о признании недействительными ненормативных актов.

Закрытое акционерное общество “Золото Северного Урала“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС Российской Федерации N 14 по Свердловской области о признании недействительными решений об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 15.04.2005 N 48 и N 49, которыми заявителю начислен земельный налог за 2003 - 2004 г. в общей сумме 2087771 руб.

Решением от 12.09.2005 заявленные требования удовлетворены.

Решения Межрайонной инспекции ФНС Российской Федерации N 14 по Свердловской области от 15.04.2005 N 48 и N 49 об отказе в привлечении ЗАО “Золото Северного Урала“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения признаны недействительными. Налоговый орган обязали устранить нарушения прав и законных интересов ЗАО “Золото Северного Урала“.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России N 14 по Свердловской области, которая с решением не согласна, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать, ссылаясь на обоснованность начисления земельного налога в связи с использованием земель лесного фонда для промышленных целей.

ЗАО “Золото Северного Урала“ в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая вывод заявителя апелляционной жалобы об уклонении общества от уплаты земельного налога не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и не основанным на нормах материального права.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя, суд установил:

04.02.2005 ЗАО “Золото Северного
Урала“ в Межрайонную инспекцию ФНС Российской Федерации N 14 по Свердловской области представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 г., 2004 г., согласно которым подлежал уплате налог в общей сумме 2087771 руб. Налог исчислен налогоплательщиком как за пользование землями промышленности, расположенными вне населенных пунктов.

07.02.2005 ЗАО “Золото Северного Урала“ в налоговый орган повторно представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 г., 2004 г., согласно которым налог к уплате в бюджет не подлежит. Представляя данные декларации, общество исходило из отсутствия у него обязанности по уплате земельного налога как за пользование землями промышленности, поскольку используемые им земли относятся к землям лесного фонда.

По результатам камеральных проверок повторно представленных уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2003 - 2004 г. Межрайонной инспекцией ФНС России N 14 по Свердловской области вынесены решения от 15.04.2005 N 48 и N 49 о начислении заявителю земельного налога за 2003 г. в сумме 853449 руб., за 2004 г. в сумме 1234322 руб., всего - 2087771 руб.

При этом начисление земельного налога за 2003 - 2004 г. произведено налоговым органом на том основании, что в первоначально представленных декларациях были заявлены площади земельных участков за земли промышленности, расположенные вне населенных пунктов, расчет налоговой базы по землям лесного фонда не производился.

Полагая, что данные решения являются незаконными и нарушают права заявителя, ЗАО “Золото Северного Урала“ обратилось с заявлением в арбитражный суд.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из недоказанности налоговым органом обоснованности начисления налогоплательщику земельного налога как за земли промышленности.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции
и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ от 11.10.1991 N 1738-1 использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы признаются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Согласно статье 11 упомянутого Закона, налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню. Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, в силу положений статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации освобождаются от внесения платы за землю. При аренде участков лесного фонда взимается арендная плата (статья 105 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации лесные земли могут быть переведены в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, использованием лесным фондом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1200 (действовавшему до 01.11.2004), перевод лесных земель в нелесные земли может осуществляться для временного (на срок до 25 лет) использования без исключения из состава лесного фонда с одновременным решением вопроса о плате за перевод лесных земель в нелесные и размерах убытков, связанных с изъятием земель лесного фонда.

Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Свердловской области от 24.07.2002 N 570-РП под добычу золота месторождения “Воронцовское“ осуществлен перевод лесных земель в нелесные земли в
целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, на землях лесного фонда Карпинского лесхоза в лесах II группы Воронцовского лесничества общей площадью 206,96 гектара для предоставления ЗАО “Золото Северного Урала“ во временное пользование под строительство объектов опытно-промышленного производства по добыче золота сроком до 31 декабря 2018 года - 140,57 гектара, сроком на 3 года - 66,39 гектара. В соответствии с пунктом 2 данного распоряжения обществом перечислена плата за перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства.

На основании данного распоряжения ЗАО “Золото Северного Урала“ 17.09.2002 заключены договоры N 1 и N 2 с Карпинским лесхозом о передаче лесных площадей во временное пользование без исключения их из государственного лесного фонда. Таким образом, обществом на землях лесного фонда осуществляется производственная деятельность, связанная с добычей золота.

Учитывая, что заявитель осуществляет добычу полезных ископаемых на участках нелесных земель лесного фонда и эти земли не были переведены в земли иных категорий, оснований полагать, что данные земли относятся к землям промышленности, не имеется. При таких обстоятельствах начисление земельного налога как за земли промышленности является неправомерным.

Довод налогового органа о том, что первоначально в налоговых декларациях обществом предоставленные ему во временное пользование земли были отнесены к категории земель промышленности, не принимается судом, поскольку неправильное определение налогоплательщиком категории земель само по себе не свидетельствует о наличии оснований для исчисления налога как за земли промышленности. Ссылка на наличие умысла в действиях налогоплательщика отклоняется как не подтвержденная. При проведении камеральных налоговых проверок налоговый орган имел возможность проверить заявляемые налогоплательщиком данные о принадлежности земель к той или иной категории
путем истребования дополнительных сведений, получения объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления налога.

Поскольку обоснованность начисления налога в размере 2087771 руб. не подтверждена, суд первой инстанции правомерно признал решение налогового органа о начислении указанной суммы налога недействительным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.09.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

ОКУЛОВА В.В.

Судьи

ВАГИНА Т.М.

ГАВРИЛЕНКО О.Л.