Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 14.11.2005 по делу N А60-21781/2005-С9 Поскольку заявитель правомерно воспользовался льготой по налогу на имущество как бюджетное учреждение, поэтому доначисление налоговым органом налога на имущество, пени и привлечение к ответственности в виде штрафа за неполную уплату сумм указанного налога суд признал неправомерными.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 14 ноября 2005 г. Дело N А60-21781/2005-С9“

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Н.Н. Присухиной, судей В.В. Окуловой, Т.М. Вагиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Высоцкой Е.В., при участии: от заявителя - Яковенко Е.В., нач. юр. отд., дов. N 02 от 19.04.2005, Щукиной И.И., гл. бухгалтера, дов. N 12 от 05.09.2005; от заинтересованного лица - Коротаевой Н.А., специалиста 1 кат., дов. N 09-05 от 04.07.2005, Томиловой С.В., ст. госналогинспектора, дов. N 09-05 от 29.08.2005,

рассмотрел 14.11.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14.09.2005 (судья Савина Л.Ф.) по делу N А60-21781/2005-С9 по заявлению ФГУП “Свердловская ГТРК“ к Инспекции ФНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным ненормативного акта налогового органа.

ФГУП “Свердловская государственная телевизионная и радиовещательная компания“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга от 01.07.2005 N 07-145 в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату сумм налога на имущество в результате занижения налоговой базы за 2002 - 2003 г. в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога 284377 руб. 04 коп., а также наложения на предприятие обязанности уплатить налог на имущество за период 2002 - 2003 г. - 1421885 руб. 22 коп., пени за несвоевременную уплату указанного налога - 277726 руб. 88 коп.

Решением от 14.09.2005 заявленные требования удовлетворены полностью.

Признано недействительным решение Инспекции ФНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга от 01.07.2005 N 07-145 в части доначисления налога на имущество за период 2002 - 2003 г. в сумме 1421885 руб. 22 коп. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 277726 руб. 88 коп., а также привлечения ФГУП “Свердловская ГТРК“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной ч. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 284377 руб. 04 коп.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Инспекции ФНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга,
которая с решением не согласна, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.

До начала судебного заседания Инспекция ФНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга заявила ходатайство о приобщении дополнительного доказательства - заключения Министерства финансов РФ о том, что ФГУП “Свердловская ГТРК“ не может быть отнесено к бюджетному учреждению.

Апелляционной инстанцией данное ходатайство рассмотрено и отклонено, поскольку данные разъяснения не имеют статуса нормативного документа.

Оспаривая решение, налоговый орган полагает, что организация неправомерно воспользовалась льготой по налогу на имущество как бюджетная организация, поскольку заявитель является коммерческой организацией, получающая бюджетные средства от учредителя в качестве финансовой поддержки.

ФГУП “Свердловская ГТРК“, оспаривая доводы налогового органа, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что заявитель как дочернее предприятие ВГТРК является бюджетной организацией со ссылкой на письмо Минфина РФ от 13.04.2001, приказы главного распорядителя бюджетных средств - МПТР России.

Материалами дела установлено:

Инспекцией ФНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга с 08.02.2005 по 08.04.2005 проведена комплексная выездная налоговая проверка ФГУП “Свердловская ГТРК“ по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов, в том числе обоснованности применения льгот по налогу на имущество как бюджетной организации в 2002 - 2003 г., по результатам которой составлен акт от 03.06.2005 N 07-145. Данной налоговой проверкой установлен факт неполной уплаты предприятием налога на имущество в сумме 1421885 руб. 22 коп., в том числе: 2002 г. - 708587 руб. 24 коп., 2003 г. - 713297 руб. 98 коп., в результате неправомерного применения льготы, установленной пп. “а“ ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 “О налоге на
имущество предприятий“ ввиду отсутствия прямого финансирования из федерального бюджета.

По результатам проверки налоговым органом с учетом возражений от 15.06.2005 вынесено решение от 01.07.2005 N 07-145 о привлечении ФГУП “Свердловская ГТРК“ к налоговой ответственности, в том числе предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на имущество в результате занижения налоговой базы в 2002 - 2003 г., в виде штрафа в размере 284377 руб. 04 коп.

Кроме того, ФГУП “Свердловская ГТРК“ доначислены указанный налог в сумме 1421885 руб. 22 коп. и пени за несвоевременную уплату налога - 277726 руб. 88 коп., о чем выставлено требование N 11263 по состоянию на 07.07.2005.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, апелляционная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 19, 21 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы, а также при наличии оснований использовать налоговые льготы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу статей 52 и 56 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую оплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно пп. “а“ ст. 4 Закона РФ N 2030-1 от 13.12.1991 “О налоге на имущество предприятий“, налогом на имущество не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной)
и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального Фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год, являются получателями бюджетных средств (ст. 162 названного Кодекса).

Из анализа вышеперечисленных норм права следует, что бюджетной организацией признается иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Отказывая в применении льготы по налогу на имущество, налоговый орган не принимает характеристику ФГУП “Свердловская ГТРК“ как бюджетной организации, ссылаясь на получение бюджетных средств от учредителя предприятия в качестве финансовой поддержки, непосредственное финансирование в 2002 - 2003 г. заявителя не предусмотрено.

На основании Постановления Правительства РФ N 844 от 27.07.1998 “О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации“ Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (далее - ВГТРК) утверждена головным предприятием в области государственных электронных средств массовой информации в Российской Федерации.

Приложением N 1 к указанному Постановлению установлен перечень государственных телевизионных и радиовещательных компаний и иных организаций, согласно которому Свердловская ГТРК (г. Екатеринбург) учреждена как дочернее федеральное государственное унитарное предприятие ВГТРК, что подтверждается п. 2 Устава ФГУП “Свердловская государственная телевизионная и радиовещательная компания“, утвержденного приказом ВГТРК N
485 от 06.08.1998.

Согласно п. 8 Постановления N 844 от 27.07.1998, финансирование дочерних предприятий осуществляется из федерального бюджета.

Как следует из учредительных документов ФГУП “Свердловская ГТРК“, имущество заявителя находится в федеральной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения (п. 18 Устава).

В соответствии с п. 1 письма Министерства финансов РФ N 03-01-01/12-132 “О порядке финансирования за счет средств федерального бюджета предприятий единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации“ финансирование за счет средств федерального бюджета федерального государственного унитарного предприятия “Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания“, ее филиалов и дочерних предприятий осуществляется по коду главы 134 “Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций“ по следующим показателям функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации: финансирование субсидий осуществляется по разделу 16 “Средства массовой информации“, по подразделу 1601 “Телевидение и радиовещание“, целевой статье расходов 420 “Государственная поддержка государственных телерадиокомпаний“, виду расходов 290 “Целевые дотации и субсидии“, коду экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 130110 “Субсидии государственным организациям“.

Согласно справке Октябрьского отделения N 1794 СБ РФ N 1373/402 от 01.09.2005, ФГУП “Свердловская ГТРК“ открыт расчетный счет, предназначенный для целевых поступлений субсидий БК 1341601420290130110 от ФГУП ВГТРК в период с 01.01.2002 по 31.12.2003.

Главным распорядителем средств федерального бюджета выступает согласно п. 2 письма Минфина РФ от 13.04.2001 Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (далее - МПТР России), которое в соответствии с утвержденными в установленном порядке лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования представляет в Министерство финансов Российской Федерации уведомления (реестры) финансирования ВГТРК.

Ежегодно МПТР России подтверждает включение предприятий в состав бюджетополучателей. Приказами
N 15 от 04.02.2002 и N 32 от 11.02.2003 утверждены годовые объемы финансирования из средств федерального бюджета на 2002 и 2003 года по ВГТРК и зарегистрированным по состоянию на 01.01.2002 и 01.01.2003, соответственно, в качестве дочерних предприятиям в форме субсидий, в том числе ФГУП “Свердловская ГТРК“.

Таким образом, ссылка налогового органа на то, что непосредственного финансирования в 2002 - 2003 г. ВГТРК и ФГУП “Свердловская ГТРК“ не предусмотрено, несостоятельна, поскольку финансирование ВГТРК и ее дочерних предприятий производилось через главного распорядителя бюджетных средств - МПТР России. Расходование бюджетных средств заявителем осуществлялось на основании сметы расходов за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, статус ВГТРК и ее дочерних предприятий как бюджетных организаций подтверждается и бюджетной росписью, которая согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации составлена главным распорядителем бюджетных средств - МПТР России. Также должностные оклады дочернего предприятия ВГТРК установлены по единой тарифной сетке, ранее декларации по налогу на имущество представлялись заявителем с использованием 100% льготы по данному налогу, и предприятие признавалось обладающим статусом бюджетной организации.

Из анализа вышеуказанных норм права, документов следует, что ФГУП “Свердловская ГТРК“ как дочернее предприятие ВГТРК является бюджетной организацией и в соответствии с пп. “а“ ст. 4 Закона РФ N 2030-1 от 13.12.1991 “О налоге на имущество предприятий“, как правильно отметил суд первой инстанции, в период 2002 - 2003 г. освобождено от уплаты налога на имущество предприятий.

Поскольку заявитель правомерно воспользовался льготой по налогу на имущество как бюджетная организация, доначисление налоговой инспекцией названного налога, пени, а также привлечение к ответственности в виде штрафа в сумме 284377 руб. 04 коп. по п. 1
ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации являются неправомерными.

На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.09.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

ПРИСУХИНА Н.Н.

Судьи

ОКУЛОВА В.В.

ВАГИНА Т.М.