Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2005 по делу N А60-28998/05-С8 Поскольку факт административного правонарушения, выразившегося в нарушении государственной дисциплины цен при реализации медикаментов, подтверждается материалами дела, привлечение общества к административной ответственности в виде штрафа суд считает правомерным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 8 ноября 2005 г. Дело N А60-28998/05-С8“

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего О.Л. Гавриленко, судей Т.М. Вагиной, Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ердуковой З.А., при участии: от заявителя - Марков В.И., доверенность N 3 от 24.02.2005, еледкин М.А., доверенность N 7 от 24.10.2005, т заинтересованного лица - Соболь М.Б., нач. отдела, удостоверение N 1, доверенность N 02-18/1 от 11.01.2005; Безбородов А.В., специалист, удостоверение N 49, доверенность N 02-18/2920 от 31.10.2005,

рассмотрел 8 ноября 2005 года в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО “Уралбиовет“ на решение от 26.09.2005 Арбитражного суда Свердловской области, принятое судьей
Гаврюшиным О.В., по делу N А60-28998/2005-С8 по заявлению ЗАО “Уралбиовет“ к Региональной энергетической комиссии Свердловской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.

ЗАО “Уралбиовет“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 29.08.2005 N 148 о привлечении ЗАО “Уралбиовет“ к административной ответственности по ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 40000 рублей.

Решением от 26.09.2005 в удовлетворении требований отказано.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ по апелляционной жалобе ЗАО “Уралбиовет“, которое с решением не согласно, просит его отменить.

Оспаривая решение, заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что деятельность предприятия связана с реализацией ветеринарных препаратов и изделий медицинского назначения, применяемых только для кормления, профилактики и лечения животных, для которых государственное регулирование цен действующим законодательством не предусмотрено, соответственно, товары, относящиеся к указанной категории, могут реализовываться с применением договорных снабженческо-сбытовых надбавок.

Региональной энергетической комиссией Свердловской области представлен отзыв. Комиссия считает, что оспариваемое постановление принято на законных основаниях и отмене не подлежит.

Материалами дела установлено:

Региональной энергетической комиссией Свердловской области проведена проверка по вопросам соблюдения порядка ценообразования и государственной дисциплины цен в отношении ЗАО “Уралбиовет“, по результатам которой составлен акт проверки N 132 от 26.07.2005 - 22.08.2005.

В ходе проверки установлено, что ЗАО “Уралбиовет“ в проверяемом периоде допустило нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении предельных размеров оптовых торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также было установлено отсутствие в первичных учетных документах отпускных цен,
страны-производителя лекарственных средств, размера предоставленной скидки и торговой надбавки.

По данным фактам правонарушения Региональной энергетической комиссией Свердловской составлен протокол об административном правонарушении от 22.08.2005.

Заместителем председателя - начальником инспекции по контролю за ценами Региональной энергетической комиссией Свердловской области - вынесено постановление N 148 от 29.08.2005 о привлечении ЗАО “Уралбиовет“ к административной ответственности по ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей (400 МРОТ).

Полагая, что данное постановление является незаконным, ЗАО “Уралбиовет“ обратилось в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Статьей 5 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ предусмотрено, что государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется, в том числе, путем государственного регулирования цен на лекарственные средства.

Указом Президента Российской Федерации N 221 от 28.02.1995 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ Правительству Российской Федерации предоставлено право на утверждение перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки, на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ полномочия на осуществление государственного регулирования торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения предоставлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Осуществление данных функций возложено в Свердловской области на Региональную энергетическую комиссию (Указ Губернатора Свердловской области от 31.08.2004 N 619-УГ).

Постановлением РЭК Свердловской области
от 21.07.2004 N 113-ПК “Об утверждении предельных размеров торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения“ утверждены и введены в действие предельные размеры оптовых торговых надбавок при реализации со своих складов всем потребителям, кроме населения, лекарственных средств и изделий медицинского назначения (отечественного и импортного производства). Предельные размеры торговых надбавок распространяются на все хозяйствующие субъекты независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, реализующие лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного и иностранного производства на территории Свердловской области (пункт 1 постановления).

Пунктом 16 постановления от 21.07.2004 N 113-ПК установлено, что в сопроводительных документах на поставку товара (протоколах согласования, расчетно-платежных, а также первичных учетных документах) в установленном порядке указываются отпускная цена изготовителя или импортера, размер предоставленной скидки и торговой надбавки.

В соответствии со ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки РЭК Свердловской области выявлено, что ЗАО “Уралбиовет“ допустило нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении предельных размеров торговых надбавок к отпускным ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, в частности в акте указано завышение торговых надбавок на следующие изделия: шприцы инъекционные, иглы инъекционные. Предприятием при оптовой реализации были применены торговые надбавки к
отпускным ценам производителя на товары отечественного производства от 28,57% до 84,40%, вместо - 25%; для товаров иностранных производителей торговая надбавка составила от 25,55% до 39,96%, вместо - 20%. Так, например, ЗАО “Уралбиовет“ закупило у изготовителя ОАО “Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов“ шприц инъекционный однократного применения 2А “Луер“ в количестве 3200 штук по цене 0,64 руб. (без НДС), с налогом сумма составляет 0,70 руб. согласно счету-фактуре от 08.02.2005. Указанный товар реализован ОГУ “Невьянская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных“ согласно накладной от 12.05.2005 N 1785 в количестве 50 шт. по цене 0,90 руб. (с НДС), фактическая торговая надбавка составила 28,57% к цене изготовителя. Сумма нарушения от завышения предельных размеров оптовых торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения за период с 01.02.2005 по 30.06.2005 составила 5681,61 руб.

Кроме того, проверяющими выявлен факт отсутствия в первичных учетных документах организации отпускных цен, страны-производителя лекарственных средств, размера предоставленной скидки и торговой надбавки и, как правильно квалифицировано РЭК Свердловской области, иное нарушение установленного порядка ценообразования.

ЗАО “Уралбиовет“ полагает, что предприятие не занимается реализацией лекарственных средств и изделий медицинского назначения в медицинских целях (для лечения человека), на которые распространяется государственное регулирование цен. Свою позицию предприятие обосновывает тем, что товары (ветеринарные препараты и изделия медицинского (ветеринарного) назначения), реализуемые предприятием, предназначены для профилактики и лечения животных, т.е. используются только в ветеринарных целях, кроме того, данные препараты не включены в Государственный реестр лекарственных средств, соответственно, не являются лекарственными средствами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“, лекарственными средствами являются вещества, применяемые для профилактики, диагностики,
лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Из вышеуказанной нормы следует, что лекарственные средства используются для профилактики, диагностики, лечения болезней, при этом законодатель не указывает, что лекарственными средствами являются только средства, предназначенные для лечения людей, т.е. использование лекарственных средств в ветеринарных целях для лечения животных не изменяет их существа.

В качестве примера мазь с ихтиолом является лекарственным средством, включенным в Государственный реестр лекарственных средств, которое применяется (в различных соотношениях составляющих веществ мази с ихтиолом) как для лечения людей, так и для лечения животных.

Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301, под кодом 93 0000 значатся медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения. К данной группе принадлежат: лекарственные средства (93 0100), препараты ветеринарные и средства химиотерапевтические и прочие (93 3700), препараты с ихтиолом (93 6431), комплекты медицинские (93 9814), шприцы-инъекторы многоразового использования с карпулами с лекарственными средствами, шприцы многоразового и одноразового использования с иглами инъекционными и без них (93 9863) и прочие.

Материалами дела установлено и подтверждено, что ЗАО “Уралбиовет“ реализовывало товар, относящийся к коду 93 0000 (медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения). В сертификате соответствия (л. д. 72) указана продукция - мазь ихтиоловая 10% для лечения ожогов, ран, заболеваний кожи, суставов у животных, код - 93 6431; в сертификате соответствия (л. д. 76) -
продукция - витамин в форме инъекционного раствора, водорастворимый комплекс витаминов А, Д3, В, С, предназначенный для повышения устойчивости к стрессам, профилактики гипо- и авитаминозов у животных, код - 93 5200; в сертификате соответствия (л. д. 100) - продукция шприцы инъекционные однократного применения, код - 93 9863.

Учитывая, что государственному регулированию подлежат цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, к которым относятся, в том числе, лекарственные средства, предназначенные для лечения животных, суд считает правомерным привлечение общества к административной ответственности.

Довод общества о том, что законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на изделия медицинского назначения, судом отклоняется как основанный на неверном толковании норм права.

Также суд не принимает ссылку заявителя на письмо Министерства экономики РФ N 7-752 от 20.08.1998, в котором указано, что предприятия при оптовой торговле лекарственными средствами (используемых в ветеринарных целях) могут применять снабженческо-сбытовые надбавки, поскольку письмо не является актом законодательства.

При таких обстоятельствах, поскольку факт административного правонарушения, выразившегося в нарушении государственной дисциплины цен, подтверждается материалами дела, ЗАО “Уралбиовет“ правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, в виде взыскания штрафа в размере 40000 рублей.

За административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к ЗАО “Уралбиовет“ применен штраф по низшему пределу санкции указанной статьи. Наказание ниже низшего предела Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.09.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной
инстанции. Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

ГАВРИЛЕНКО О.Л.

Судьи

ПОДГОРНОВА Г.Н.

ВАГИНА Т.М.