Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.11.2005, 02.11.2005 по делу N А60-36601/2005-С9 Так как приобретение иностранным лицом (нерезидентом) продукции на территории Российской Федерации за валюту Российской Федерации не запрещено законодательством о валютном регулировании, требования заявителя о признании незаконным постановления о привлечении его к административной ответственности за совершение запрещенной валютной операции суд удовлетворил.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

2 ноября 2005 г. Дело N А60-36601/2005-С9(дата оглашения резолютивной части)3 ноября 2005 г.“(дата изготовления в полном объеме)

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего С.П. Воронина рассмотрел дело по заявлению ЗАО “Технометпром“ к Территориальному управлению Федеральной службе финансово-бюджетного надзора в Свердловской области об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании участвовали: представители акционерного общества - Е.А. Котовщиков, доверенность от 01.09.2005, В.Е. Лысов, заместитель директора, приказ N 9 от 01.09.2005, В.А. Лобанков, директор, решение от 27.09.2005; представитель административного органа - Е.А. Майер, доверенность от 17.05.2005.

Протокол судебного заседания ведет судья С.П. Воронин.

Объявлен состав суда. Отводов суду не
заявлено. Сторонам разъяснены права. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Закрытое акционерное общество “Технометпром“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 13.10.2005 N 65-05/242М о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за совершение запрещенной валютной операции и наложении штрафа в размере 194700 руб. По мнению заявителя, в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, так как приобретение иностранным лицом (нерезидентом) продукции на территории Российской Федерации за валюту Российской Федерации не является валютной операцией, в связи с чем отсутствуют основания для административной ответственности.

Орган валютного контроля требования заявителя не признал, ссылаясь на наличие в действиях ЗАО “Технометпром“ состава данного административного правонарушения.

Заслушав доводы сторон и исследовав представленные доказательства, суд установил:

ЗАО “Технометпром“ 07.07.2005 заключило договор с частным лицом - нерезидентом, Ф.И.О. (Республика Казахстан), поставку товара (ролика опорного блока) на общую сумму 259600 руб., плата за который была произведена в полном размере путем внесения наличных денежных средств в кассу организации, после чего товар был вывезен с таможенной территории Российской Федерации.

Данная сделка была квалифицирована как административное правонарушение по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, поскольку, по мнению Территориального управления, использование валютных ценностей и валюты Российской Федерации в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом в соответствии со ст. 1 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле“ является валютной операцией, расчеты по которой можно осуществлять лишь через банковские счета в уполномоченных банках.

В соответствии с п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ административная ответственность установлена за
осуществление незаконных валютных операций, т.е. осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

Согласно п. “б“ ч. 9 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“, к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

В силу положений ст. 6 ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций предусмотренных статьями 7, 8 и 11 этого Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенной сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курсов валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

В статьях 7, 8 и 11 Закона N 173-ФЗ установлены ограничения валютных операций между резидентами и нерезидентами по операциям движения капитала и купли-продажи наличной иностранной валюты и чеков.

Вместе с тем, п. 5 ст. 15 этого Закона не содержит каких-либо ограничений на ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, в том числе
наличной, за исключением возможности установления требований предварительной регистрации такого ввоза, в связи с чем ввезенная валюта в дальнейшем может быть использована для осуществления расчетов.

Таким образом, использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа в отношениях между резидентами и нерезидентами во всех остальных случаях, кроме вышеперечисленных, допускается без каких-либо ограничений, т.е. такие операции не являются запрещенными и их осуществление не влечет ответственность, установленную п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Ссылка органа валютного контроля на ч. 2 ст. 14 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле“, согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, судом не принимается, поскольку данная статья определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, но не законность этих операций.

Довод представителя Территориального управления о том, что рассматриваемая операция является незаконной валютной операцией, запрещенной валютным законодательством, суд также не принимает исходя из того, что валютное законодательство не содержит перечня запрещенных валютных операций, а при изложенном выше анализе положений ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ операции, связанные с наличными расчетами за валюту Российской Федерации между резидентами и нерезидентами, не могут быть признаны запрещенными.

Часть 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает две разновидности деяний, за которые установлена административная ответственность, - это осуществление незаконных валютных операций, т.е. операций, запрещенных валютным законодательством, и осуществление валютных операций с невыполнением требований об использовании специального счета и требований о резервировании. Учитывая большую общественную значимость регулирования таких валютных операций, следует сделать вывод о том, что диспозиция ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ не предусматривает ответственность за совершение
резидентом валютной операции с невыполнением требования об использовании расчетного счета, которая с объективной стороны характеризуется такими же действиями, что и валютная операция с невыполнением требований об использовании специального счета. Поскольку Закон не относит валютные операции без использования специального счета к числу запрещенных, не могут быть отнесены к ним и валютные операции без использования расчетного счета.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе “О валютном регулировании и валютном контроле“ пункт 6 статьи 6 отсутствует, имеется в виду пункт 6 статьи 4.

В соответствии с п. 6 ст. 6 ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов, тогда как административным правонарушением может быть признано противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законом установлена ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Недостаточное законодательное регулирование вопроса отнесения валютных операций к незаконным (кроме валютных операций, в отношении которых имеется специальное регулирование) не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ЗАО “Технометпром“ вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем привлечение общества к ответственности является неправомерным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, ст. 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление закрытого акционерного общества “Технометпром“ удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 13.10.2005 о привлечении ЗАО “Технометпром“ к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении
наказания в виде штрафа в размере 194700 руб.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом путем подачи жалобы в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Свердловской области.

Судья

ВОРОНИН С.П.