Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2005 по делу N А60-25273/05-С9 Поскольку при реструктуризации задолженности уменьшение пеней до суммы недоимки не было произведено, что является нарушением закона, суд обязал налоговый орган внести изменения в решение о реструктуризации, касающиеся уменьшения суммы пеней.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 28 октября 2005 г. Дело N А60-25273/05-С9“

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Г.Н. Подгорновой, судей В.В. Окуловой, М.А. Севастьяновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк, при участии: от заявителя - Конюхова В.Е., юрисконсульта, доверенность N 16-08/42 от 01.06.2005, техиной С.И., ведущего специалиста, доверенность N 16-08/66 от 02.09.2005, т заинтересованного лица - Варшер Т.Д., начальника юридического отдела, доверенность N 31 от 18.08.2005, служебное удостоверение N 085475; от третьего лица - Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области - Смирновой А.И., главного специалиста юридического отдела, доверенность от 23.12.2004, r>
рассмотрел 28 октября 2005 г. в
судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Асбесту Свердловской области на решение от 05.09.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-25273/05-С9, принятое судьей Плюсниной С.В., по заявлению Открытого акционерного общества “Малышевское рудоуправление“ к Инспекции ФНС России по г. Асбесту Свердловской области, при участии третьего лица: Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области, о признании незаконными действий налогового органа.

ОАО “Малышевское рудоуправление“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции ФНС России по городу Асбесту Свердловской области, выразившихся в отказе уменьшить размер пени до суммы недоимки по страховым взносам по состоянию на 18.08.1999, то есть на 5767712 руб. Общество просит обязать налоговый орган внести изменения в решение о реструктуризации N 16-05/434 от 25.01.2002, уменьшив в нем сумму пени на 5767712 руб.

Решением от 05.09.2005 заявленные требования удовлетворены полностью.

Признаны незаконными действия должностных лиц Инспекции ФНС России по г. Асбесту Свердловской области, выразившиеся в отказе уменьшить сумму пени до суммы недоимки по страховым взносам согласно Федеральному закону от 09.07.1999 N 155-ФЗ.

Суд обязал Инспекцию ФНС России по г. Асбесту Свердловской области произвести перерасчет пени за период на 01.01.1999 с учетом суммы недоимки по взносам, внести изменения в решение по реструктуризации N 16-05/434 от 25.01.2002, уменьшив в нем пени на сумму 5767712 руб.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Инспекции ФНС России по г. Асбесту Свердловской области, которая с решением не согласна, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Оспаривая решение,
заявитель жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и полагает, что требования заявителя не основаны на законе, поскольку отношения по уплате страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области в период, за который образовалась задолженность по пеням, не регулировались законодательством о налогах и сборах, поэтому к указанным отношениям не применима и ст. 8 Закона РФ “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ“.

Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает изложенные в ней доводы.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

27.12.2001 ОАО “Малышевское рудоуправление“ обратилось в Инспекцию МНС РФ по г. Асбесту Свердловской области с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам в государственные социальные внебюджетные фонды.

Решением руководителя налогового органа N 16-05/434 от 25.01.2002 обществу предоставлено право реструктуризации задолженности, в том числе и по задолженности в Фонд обязательного медицинского страхования, на общую сумму 7770000 руб.

04.05.2005 предприятие обратилось в налоговую инспекцию с письмом об уменьшении размера пеней до суммы недоимки по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования по состоянию на 18.08.1999.

Письмом от 28.07.2005 N 03-47/8553 Инспекция ФНС России по г. Асбесту отказала в уменьшении размера начисленных пеней по страховым взносам.

Не согласившись с доводами инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения исходя из следующего.

Согласно ст. 8 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, в редакции, изложенной в ст.
1 Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ“, суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиком (налоговым агентом) или не взысканные с налогоплательщика (налогового агента) к моменту введения в действие части первой Кодекса, уплачиваются налогоплательщиком (налоговым агентом) или взыскиваются с налогоплательщика в размерах, исчисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...упомянутого Закона...“ имеется в виду “...Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации“...“.

Указанное ограничение на сумму взыскиваемых пеней действует до вступления в силу упомянутого Закона, то есть до 18.08.1999.

Как следует из материалов дела: расчетной ведомости от 25.10.1999, актов камеральных проверок N 433 от 25.10.1999, N 434 от 25.10.1999, по состоянию на 18.08.1999 за ОАО “Малышевское рудоуправление“ имелась задолженность по пеням в Фонды обязательного медицинского страхования в сумме, превышающей размер задолженности по уплате страховых взносов в указанные Фонды на 5767712 руб. (в том числе в ТФОМС - на 5424972 руб., в ФФОМС - на 342740 руб.).

Размер суммы задолженности по взносам и пеням подвержен материалами дела и не оспорен представителем Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области.

Поскольку размер пени на 01.01.1999 превышал размер задолженности по страховым взносам, то в силу ст. 1 Федерального закона Российской Федерации N 155-ФЗ от 09.07.1999 “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ суммы пени подлежали уменьшению до размера задолженности по взносам, то
есть на сумму 5767712 руб.

Довод заявителя жалобы и третьего лица о том, что к правоотношениям по уплате страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования положения Налогового кодекса Российской Федерации не применимы, судом отклоняется, поскольку пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственных внебюджетных фондов, к которым относится и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, их полномочия определены в ст. 34.1 Кодекса, в соответствии с которой в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом.

Кроме того, статья 8 Федерального закона Российской Федерации N 147-ФЗ от 31.07.1998 “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ), установившая ограничения при взыскании пеней, не содержит оговорки о том, что ее положения не распространяются на государственные внебюджетные фонды.

На основании изложенного требования части первой Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования.

Поскольку при реструктуризации уменьшение пеней до суммы недоимки не было произведено, что является нарушением ст. 8 Федерального закона Российской Федерации N 147-ФЗ от 31.07.1998, суд первой инстанции правомерно обязал налоговый орган внести изменения в решение о реструктуризации N 16-05/434 от 25.01.2002, касающиеся уменьшения в нем суммы пеней на 5767712 руб.

Довод налогового органа об отсутствии у него полномочий на перерасчет задолженности по пеням во внебюджетные фонды судом отклоняется, поскольку на момент реструктуризации контроль за уплатой
взносов в указанные фонды осуществляли налоговые органы.

Факт подписания представителем ОАО “Малышевское рудоуправление“ решения о реструктуризации, по мнению суда, свидетельствует лишь о том, что общество ознакомлено с данным решением. В любом случае это не является обстоятельством, препятствующим обращению общества с заявлением о внесении в решение изменений, соответствующих требованиям Федерального закона.

Руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Свердловской области принято 05.09.2005, а не 05.09.2004.

решение от 05.09.2004 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

ПОДГОРНОВА Г.Н.

Судьи

ОКУЛОВА В.В.

СЕВАСТЬЯНОВА М.А.