Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2005 по делу N А60-19168/05-С9 Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являясь государственным учреждением пенсионного обеспечения, имеют право на получение льготы по земельному налогу, в связи с чем основания для оставления без исполнения заявления учреждения о возврате излишне уплаченных сумм налога у налогового органа отсутствовали.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

19 октября 2005 г. Дело N А60-19168/05-С921 октября 2005 г.“(изготовлен полный текст)

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Севастьяновой М.А., судей Подгорновой Г.Н., Присухиной Н.Н. при ведении протокола судебного заседания Кирьяк Ю.А., при участии: от заявителя - Демченко Ю.А., представитель, по доверенности N 6 от 22.06.2005, служебное удостоверение; от заинтересованного лица - Кононенко И.В., представитель, по доверенности N 25 от 18.10.2005, служебное удостоверение,

рассмотрел 19 октября 2005 г. в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 20 по Свердловской области на решение от 28.07.2005 по делу N А60-19168/05-С9 Арбитражного суда Свердловской области (судья Морозова Г.В.) по
заявлению Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда в г. Качканаре Свердловской области к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 20 по Свердловской области об обжаловании действий.

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Качканаре Свердловской области (далее по тексту - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС РФ N 20 по Свердловской области (далее по тексту - Инспекция), выразившихся в оставлении без исполнения заявления Учреждения от 15.03.2005 N 05-367 о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на землю, а также обязании Инспекции произвести возврат излишне уплаченной суммы земельного налога за 2004 г. в размере 11338 руб.

Решением от 28.07.2005 требования заявителя удовлетворены полностью, действия Инспекции, выразившиеся в оставлении заявления Учреждения от 15.03.2005 N 05-367 о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на землю за 2004 г., признаны незаконными как не соответствующие положениям ст. 21, 32, 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ). Суд также обязал Инспекцию произвести возврат Учреждению излишне уплаченной суммы земельного налога за 2004 г. в размере 11338 руб.

Законность и обоснованность решения проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Инспекции, которая с решением не согласна, просит его отменить, ссылаясь на то, что Учреждение не относится к органам государственной власти и управления, которым в силу п. 14 ст. 12 Федерального закона от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ предоставляются льготы по уплате земельного налога.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом суд
установил:

Учреждение состоит на учете в налоговом органе - Инспекции.

В целях осуществления полномочий по управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации Учреждению в безвозмездное срочное пользование передан земельный участок площадью 4971 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Качканар, 4 микрорайон (л. д. 7).

На основании уведомления Инспекции Учреждением уплачен земельный налог за 2004 г. в сумме 11338 руб. по платежному поручению N 367 от 08.12.2004 (л. д. 11).

Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя судом первой инстанции удовлетворены правомерно.

Согласно п. 14 ст. 12 Федерального закона от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“, от уплаты земельного налога освобождаются земли, представляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.

Руководствуясь указанным Законом и Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, Учреждение 15.03.2005 обратилось к Инспекции с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога.

Постановлением Верховного Совета N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ в числе объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, в разделе 2 установлены объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач. К числу таких объектов отнесен и Пенсионный фонд Российской Федерации, денежные средства которого входят в состав казны Российской Федерации и который от имени Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения, то есть управляет средствами, входящими в состав казны Российской Федерации.

Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий.

Данные полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П “По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации“, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являясь государственным учреждением пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти и управления, следовательно, имеют право на получение льготы по земельному налогу, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“.

В соответствии с положениями ст. 21, 32 НК РФ, налогоплательщик имеет право на своевременный возврат излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов, в порядке, предусмотренном законодательством.

В соответствии со ст. 78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа подается в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы производится за счет бюджета, в который произошла переплата в течение одного месяца со дня подачи заявления. При нарушении установленного срока начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы
заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.07.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через суд, принявший решение.

Председательствующий

СЕВАСТЬЯНОВА М.А.

Судьи

ПРИСУХИНА Н.Н.

ПОДГОРНОВА Г.Н.