Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2005 по делу N А60-17633/05-С8 В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия должностных лиц заинтересованного лица в части отказа в финансировании деятельности заявителя по установленным нормативам отказано, поскольку возмещение затрат на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, законом об образовании не предусматривается.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 19 октября 2005 г. Дело N А60-17633/05-С8“

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Гнездиловой Н.В., судей Гавриленко О.Л., Севастьяновой М.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребневой Е.Л., при участии: от заявителя - Зибарев П.Г., предст., дов. б/н от 01.06.2005, паспорт серии 65 04 N 838234; от заинтересованного лица - Трофимова С.Н., ведущий специалист юр. отдела, дов. N 13-07 от 11.01.2005, служебное удостоверение N 39, выдано 21.06.2004,

рассмотрел 19.10.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу НОУ “Средняя общеобразовательная школа “Творчество“ на решение от 5 августа 2005 г. Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-17633/05-С8, принятое
судьей Татариновой И.А., по заявлению НОУ “Средняя общеобразовательная школа “Творчество“ к Министерству финансов Свердловской области о признании незаконным бездействия.

Негосударственное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа “Творчество“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц Министерства финансов Свердловской области в части отказа в финансировании деятельности заявителя по установленным нормативам с 01.01.2005.

Решением от 5 августа 2005 г. в удовлетворении требований заявителя отказано.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Закон Российской Федерации от 10.07.1992 “Об образовании“, в редакции от 29.12.2004, не предусматривает бюджетного финансирования негосударственных образовательных учреждений.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе НОУ “Средняя общеобразовательная школа “Творчество“, которое с решением не согласно, просит его отменить.

Оспаривая решение, НОУ “Средняя общеобразовательная школа “Творчество“ ссылается на положение п. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым всем гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на ст. 5 Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 “О предприятиях и предпринимательской деятельности“, в редакции, действовавшей на момент принятия Конституции Российской Федерации, согласно которой предприятия могут быть государственными, муниципальными и частными.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...в редакции от 22.08.2004...“ имеется в виду “...в редакции от 20.07.2004...“.

Пунктом 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, в редакции от 22.08.2004, действовавшей до 01.01.2005, предусматривалось возмещение затрат на обучение гражданам, обучающимся в платных негосударственных образовательных учреждениях.
Заявитель полагает, что в редакции Закона от 29.12.2004, действующей на момент рассмотрения апелляционной жалобы, возмещение затрат на обучение, в том числе и для граждан, обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях, возложено на субъекты Российской Федерации. При этом заявитель ссылается на ст. 22 Областного закона Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ “Об образовании“, на письмо Прокуратуры Свердловской области от 15.03.2005, исх. N 21-45-05, письмо Федерального агентства по образованию от 04.03.2005, исх. N 10-58-130/10-07.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит исходя из следующего.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Пунктом 3 ст. 5, п. 7 ст. 50 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, в редакции от 29.12.2004, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливаются государственные гарантии прав граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Возмещение затрат на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, указанным Законом не предусматривается с 01.01.2005.

В соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 “Об образовании“ негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.

Согласно п. 3 ст. 46 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 “Об образовании“, взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.
Исходя из вышеизложенного, граждане по своей воле и на основании договора могут получать образование за плату, тогда как государством гарантируется общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, то есть производится финансирование только государственных и муниципальных образовательных учреждений в части обеспечения государственных гарантий на общедоступное и бесплатное образование.

Довод заявителя о том, что согласно Закону Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, в новой редакции, полномочия по финансированию переданы субъектам Российской Федерации, которые должны выделять из бюджета субвенции на возмещение затрат гражданам, обучающимся в негосударственных образовательных учреждениях на платной основе, судом не принимается исходя из следующего.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ имеет дату 06.10.1999, а не 01.10.1999.

В соответствии с п. 13 ст. 26.3 Федерального закона от 01.10.1999 N 184-ФЗ (в редакции от 29.12.2004) “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации включено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 13 Областного закона Свердловской области от 27.12.2004 N 211-ОЗ “Об областном бюджете на 2005 год“, субвенции из областного бюджета местным бюджетам предоставляются на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно ст. 21, п. 3 ст. 9
Областного закона от 16.07.1998 (в редакции от 14.06.2005) N 26-ОЗ “Об образовании в Свердловской области“, государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в сфере образования устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; негосударственные образовательные организации вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.

Ссылка НОУ “Средняя общеобразовательная школа “Творчество“ на письмо Прокуратуры Свердловской области от 15.03.2005, исх. N 21-45-05, и письмо Федерального агентства по образованию от 04.03.2005, исх. N 1058-130/10-07, в обоснование заявленных требований судом также не принимается, так как из содержания данных писем следует, что с 01.01.2005 негосударственные образовательные учреждения утратили право на государственное финансирование.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 5 августа 2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

ГНЕЗДИЛОВА Н.В.

Судьи

ГАВРИЛЕНКО О.Л.

СЕВАСТЬЯНОВА М.А.