Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2005 по делу N А60-17628/2005-С9 Государством производится финансирование только государственных и муниципальных образовательных учреждений в части реализации гарантий на общедоступное и бесплатное образование, заявитель же является негосударственным образовательным учреждением, поэтому в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий заинтересованного лица, выразившихся в отказе его финансирования, отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 19 октября 2005 г. Дело N А60-17628/2005-С9“

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего О.Л. Гавриленко, судей М.А. Севастьяновой, Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ердуковой З.А., при участии: от НОУ СОШ “Индра“ - Зибарев П.Г., доверенность N 3 от 01.06.2005, т Министерства финансов Свердловской области - Трофимова С.Н., сл. удост. N 39, доверенность N 13-07 от 11.01.2005; от ФБУ г. Екатеринбурга - Елфимова Е.Ю., сл. удост. N 124, доверенность N 13-10/044 от 15.06.2005; от ФБУ Кировского района г. Екатеринбурга - извещено надлежащим образом,

рассмотрел 19 октября 2005 года в судебном заседании апелляционную жалобу Негосударственного
образовательного учреждения СОШ “ИНДРА“ на решение от 04.08.2005 Арбитражного суда Свердловской области, принятое судьей Плюсниной С.В., по делу N А60-17628/05-С9 по заявлению негосударственного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа “ИНДРА“ к Министерству финансов Свердловской области об обжаловании действий государственного органа, с участием третьих лиц: Финансово-бюджетное управление Кировского района г. Екатеринбурга, ФБУ г. Екатеринбурга.

Негосударственное образовательное учреждение СОШ “ИНДРА“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства финансов Свердловской области, выразившихся в отказе финансирования деятельности негосударственного образовательного учреждения.

Решением от 04.08.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ по апелляционной жалобе Негосударственного образовательного учреждения СОШ “ИНДРА“, которое с решением не согласно и просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствие бюджетного финансирования нарушает права обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях детей, установленные Конституцией РФ.

Министерство финансов Свердловской ссылается на то, что заявитель является негосударственным образовательным учреждением, предоставляющим образование на платной основе. Финансирование для таких учреждений законодательством не предусмотрено. Просит оставить решение суда первой инстанции в силе.

ФБУ г. Екатеринбурга считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд исходит из следующего.

Письмом от 04.02.2005 N 03-01-07/368 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Уральская ассоциация негосударственных образовательных учреждений (в состав которой входит Негосударственное образовательное учреждение СОШ “ИНДРА“) уведомлена об отсутствии с 01.01.2005 бюджетного финансирования негосударственных общеобразовательных учреждений в соответствии с внесенными изменениями в Закон “Об образовании“ Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Негосударственного образовательного учреждения СОШ “ИНДРА“
в арбитражный суд с заявлением об обжаловании бездействия Министерства финансов Свердловской области, в чью компетенцию отнесены вопросы финансирования бюджета субъекта Федерации.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных НОУ СОШ “Индра“ требований отказал, исходя из того, что согласно действующему законодательству с 01.01.2005 финансирование деятельности негосударственных общеобразовательных учреждений не предусмотрено.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.

Согласно новой редакции Закона РФ “Об образовании“ от 29.12.2004, с 1 января 2005 года утратили силу положения пункта 4 статьи 5 названного Закона, устанавливающие возмещение из бюджета затрат на обучение граждан в пределах нормативов в платных негосударственных образовательных учреждениях, получивших государственную аккредитацию. С 01.01.2005 финансирование из бюджета негосударственных образовательных учреждений не предусматривается.

Статьей 46 Федерального закона “Об образовании“, в редакции от 29.12.2004, предусмотрено, что негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Данные положения предполагают, что граждане по своей воле и на основании договора могут получать образование за плату, тогда как государством гарантируется общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, но в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43 Конституции РФ).

Исходя
из вышеизложенного, с 01.01.2005 государством производится финансирование только государственных и муниципальных образовательных учреждений в части реализации гарантий на общедоступное и бесплатное образование.

Общеобразовательная школа “ИНДРА“ является негосударственным образовательным учреждением, оказывающим образовательные услуги на платной основе. Учредители школы - физические лица, которые в силу ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации несут обязанности по финансированию деятельности учреждения.

Суд отклоняет доводы Негосударственного образовательного учреждения СОШ “ИНДРА“ относительно того, что полномочия по финансированию переданы субъектам Федерации, которые должны выделять из бюджета субвенции на возмещение затрат гражданам, обучающимся в негосударственных образовательных учреждениях на платной основе в силу Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (в редакции от 29.12.2004).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ имеет дату 06.10.1999, а не 01.10.1999.

В соответствии с п. 13 ст. 26.3 Федерального закона от 01.10.1999 N 184-ФЗ (в редакции от 29.12.2004) “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации включено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 13 Областного закона Свердловской области от 27.12.2004 N 211-ОЗ “Об областном бюджете на 2005 год“, субвенции из областного бюджета местным бюджетам предоставляются на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно ст. 21, п. 3 ст. 9 Областного
закона от 16.07.1998 (в редакции от 14.06.2005) N 26-ОЗ “Об образовании в Свердловской области“, государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в сфере образования устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; негосударственные образовательные организации вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.

Ссылка заявителя на письмо Прокуратуры Свердловской области от 15.03.2005, исх. N 21-45-05, и письмо Федерального агентства по образованию от 04.03.2005, исх. N 10-58-130/10-07, как на доказательство заявленных требований судом не принимается, так как из содержания писем следует, что с 01.01.2005 негосударственные образовательные учреждения утратили право на государственное финансирование.

Суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, оно соответствует действующему законодательству, является законным и обоснованным.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.08.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции. Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

ГАВРИЛЕНКО О.Л.

Судьи

СЕВАСТЬЯНОВА М.А.

ГНЕЗДИЛОВА Н.В.