Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 14.10.2005 по делу N А60-23308/05-С10 Поскольку расчет выкупной цены земельного участка, по мнению суда, произведен заинтересованным лицом в соответствии с нормами действующего законодательства, в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным ненормативного акта отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 14 октября 2005 г. Дело N А60-23308/05-С10“

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Коковой В.С., судей Подгорновой Г.Н., Гавриленко О.Л. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирьяк Ю.А., при участии: от заявителя - Крицук В.В., представитель, доверенность от 12.06.2005, тепанов В.С., представитель, доверенность от 12.06.2005, т заинтересованного лица - Хохлова О.С., главный специалист, доверенность N АЛ-330 от 02.02.2005, служебное удостоверение N 17; от третьего лица - Крицук В.В., представитель, доверенность от 28.07.2005 N 66АБ030787,

рассмотрел 14.10.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области на решение от 12.08.2005
Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-23308/05-С10, принятое судьей Ю.А. Куричевым, по заявлению ЗАО “Чкаловское“ к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, третье лицо: Ашуров А.Ш., о признании недействительным ненормативного акта.

ЗАО “Чкаловское“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным приказа Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом по Свердловской области N 757 от 05.05.2005 “О предоставлении в собственность земельного участка закрытому акционерному обществу “Чкаловское“ и Ашурову Асрору Шерматовичу“ в части определения выкупной цены земельного участка площадью 77800 кв. м в размере 26215877 руб. ЗАО “Чкаловское“ просит также обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 77800 кв. м, кадастровый номер 66:41:0000000:0130, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, 41, по выкупной цене 4172 руб. 22 коп.

Решением суда первой инстанции от 12 августа 2005 г. заявленные требования удовлетворены частично.

Признан недействительным приказ N 757 от 05.05.2005 “О предоставлении в собственность земельного участка закрытому акционерному обществу “Чкаловское“, изданный Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, в части определения выкупной цены в размере 26215877 руб. за земельный участок площадью 77800 кв. м, кадастровый номер 66:41:0000000:0130, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, 41. Суд также обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области в десятидневный срок со дня вступления в силу решения подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка по выкупной цене 3638 руб. 78 коп.

В удовлетворении остальных требований (в части Ф.И.О. производство по
делу прекращено.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, которое с решением не согласно, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Представитель ЗАО “Чкаловское“, третьего лица просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая, что оснований для отмены судебного акта не имеется.

Как следует из материалов дела, ЗАО “Чкаловское“ 30.12.2004 обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области с заявлением о приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 77800 кв. м, кадастровый номер 66:41:0000000:0130, адресный ориентир: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, 41, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ЗАО “Чкаловское“ и Ашурову А.Ш.

Исполняющим обязанности руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области 05.05.2005 вынесен приказ за номером 757 “О предоставлении в собственность земельного участка закрытому акционерному обществу “Чкаловское“ и Ашурову Асрору Шерматовичу“, согласно которому Уральскому межрегиональному отделению Российского фонда федерального имущества предписано заключить с ЗАО “Чкаловское“ и Ашуровым А.Ш. договор купли-продажи упомянутого участка по цене, указанной в расчете выкупной цены участка. Цена выкупа земельного участка, согласно приложенному к приказу расчету, составила 26215877 руб., из них: 22864040 руб. 47 коп. - доля ЗАО “Чкаловское“, 3351836 руб. 53 коп. - доля Ашурова А.Ш.

ЗАО “Чкаловское“, посчитав, что расчет цены выкупа земельного участка не соответствует законодательству, обратилось в суд с заявлением о признании недействительным упомянутого приказа в части определения выкупной цены.

Рассмотрев
материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктами 5, 6 вышеуказанной статьи предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно ст. 2 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ N 137-ФЗ от 25.10.2001, при продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определяется в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Пунктом 2 отмеченной статьи предусмотрено, что субъектом Российской Федерации устанавливается цена выкупа земельного участка
в поселениях с численностью населения свыше 3 миллионов человек в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).

Аналогичные положения содержит и п. 7 ст. 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ N 178-ФЗ от 21.12.2001.

Во исполнение вышеупомянутого Закона Правительством Свердловской области принято постановление от 01.02.2002 N 71-ПП “Об установлении цены находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений“, которым утверждены цены земельных участков в кратности к ставке земельного налога, методика расчета цен. В пункте 2 указанного постановления установлено, что при определении размера выкупной цены, по которой будет производиться продажа земельного участка, в расчет принимается соответствующая дифференцированная ставка земельного налога, действующая на начало календарного года, в течение которого подана заявка на выкуп участка.

Дифференцированные ставки земельного налога по экономико-планировочным и оценочным зонам г. Екатеринбурга установлены в приложении N 3 к решению Екатеринбургской городской Думы от 26.09.1996 N 51 “Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории муниципального образования г. Екатеринбурга“.

Как видно из приложенного к оспариваемому приказу расчета, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области при расчете выкупной цены участка была применена дифференцированная ставка земельного налога,
установленная в вышеуказанном приложении и действующая в 2004 г.

Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 01.02.2002 N 71-ПП, цена земельного участка определяется в кратности к ставке земельного налога, которая в пределах городской черты города Екатеринбурга составляет 9,5. Дифференцированная ставка земельного налога согласно приложению N 3 к решению Екатеринбургской городской Думы от 26.09.1996 N 5/1 в районе Химмаш г. Екатеринбурга в 2004 г. составляет 35,47 руб. за 1 кв. метр. Таким образом, расчет выкупной цены земельного участка в размере 26215877 руб. (77800 кв. м x 35,47 руб. x 9,5), по мнению суда, произведен Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области в соответствии с нормами действующего законодательства, следовательно, является верным.

С учетом изложенного приказ Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области “О предоставлении в собственность земельного участка Закрытому акционерному обществу “Чкаловское“ и Ашурову Асрору Шерматовичу“ от 05.05.2005 N 757 является законным.

Довод ЗАО “Чкаловское“ о том, что при определении выкупной цены земельного участка следует руководствоваться ставками земельного налога, предусмотренными для ряда сельскохозяйственных предприятий приложением N 4 к решению Екатеринбургской городской Думы от 26.09.1996 N 5/1, судом не принимается, поскольку указанное приложение не содержит дифференцированных ставок земельного налога, а разработано с целью предоставления налоговых льгот ограниченному кругу производителей сельскохозяйственной продукции, в том числе АОЗТ “Чкаловское“. Как следует из ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 “О плате за землю“, средние ставки налога за городские (поселковые) земли дифференцируются органами местного самоуправления городов по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Каких-либо иных критериев для дифференциации ставок Закон не предусматривает. Именно
такие дифференцированные ставки и содержит приложение N 3 к вышеупомянутому решению Екатеринбургской городской Думы от 26.09.1996 N 5/1.

Кроме того, в компетенцию Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области не входит обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка. Указанные действия согласно п. 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N 576, Постановлению Правительства РФ от 25.12.2002 N 925, Распоряжению Правительства РФ от 26.04.2002 N 605-р, обязано осуществить Государственное учреждение “Российский фонд федерального имущества“.

Учитывая изложенное, суд полагает, что в удовлетворении заявленных ЗАО “Чкаловское“ требований следует отказать. Решение суда первой инстанции, основанное на неправильном применении норм права, подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 269, 271, п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12 августа 2005 г. отменить.

В удовлетворении заявленных требований ЗАО “Чкаловское“ отказать.

Взыскать с ЗАО “Чкаловское“ в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

КОКОВА В.С.

Судьи

ПОДГОРНОВА Г.Н.

ГАВРИЛЕНКО О.Л.