Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 11.10.2005 по делу N А60-17471/05-С9 Поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для регистрации права собственности на земельный участок под воздушной линией электропередачи, суд считает, что основания для отказа в регистрации права собственности на данный земельный участок отсутствовали.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 11 октября 2005 г. Дело N А60-17471/05-С9“

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Присухиной Н.Н., судей Лихачевой Г.Г., Подгорновой Г.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Высоцкой Е.В., при участии: от заявителя - Елисеевой Е.В., нач. юр. отд., доверенность N 66АБ018503 от 17.05.2005; от заинтересованного лица - Куйдан А.В., гл. специалист, доверенность N 21-15/43 от 01.08.2005,

рассмотрел 11 октября 2005 г. в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области на решение от 08.08.2005 Арбитражного суда Свердловской области, принятое судьей Плюсниной С.В., по делу N А60-17471/2005-С9 по заявлению ОАО “Российские железные дороги“
в интересах Нижнетагильского отделения Свердловской дороги - филиала ОАО “РЖД“ к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Свердловской области о признании недействительным ненормативного акта.

ОАО “Российские железные дороги“ в интересах Нижнетагильского отделения Свердловской дороги - филиала ОАО “РЖД“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Свердловской области о признании незаконным решения от 28.02.2005 N 09-02 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Серовский район, п. Вагранская.

Решением от 08.08.2005 требования заявителя удовлетворены.

Признано недействительным решение Главного управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области от 28.02.2005 N 09-02 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Серовский район, п. Вагранская.

Главное управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области обязали произвести регистрацию данного земельного участка.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ по апелляционной жалобе ГУ Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, которое с решением не согласно, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заявитель, оспаривая решение, считает, что отказ в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок был правомерен, поскольку на государственную регистрацию не было представлено решение уполномоченного органа о передаче этого земельного участка в качестве вклада в уставный капитал в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ.

В дополнение в апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм процессуального права, поскольку к участию в деле не привлечено
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области как представителя интересов Российской Федерации, поскольку затронуты интересы Российской Федерации как собственника данного земельного участка.

Заинтересованное лицо, оспаривая доводы заявителей жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку все документы, необходимые для регистрации, были представлены в регистрирующий орган.

В ходе судебного заседания апелляционной инстанцией установлено:

29.12.2004 ОАО “Российские железные дороги“ обратилось в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним на территории Свердловской области (в настоящее время - Главное управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области) с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок под воздушной линией электропередачи площадью 342,54 кв. м, кадастровый номер 66:23:0000000:0067, расположенный по адресу: Свердловская область, Серовский район, п. Вагранская.

К заявлению о регистрации были приложены документы:

доверенность от 25.11.2003;

передаточный акт;

платежное поручение N 001 от 25.11.2003;

акт приема-передачи по состоянию на 30.09.2003 формы 14.02;

кадастровый план ф. В1;

кадастровый план ф. В2;

кадастровый план ф. В3.

28.02.2005 государственным регистратором ГУ Федеральной регистрационной службы по Свердловской области Ездаковой Е.И. было принято решение N 110/2004-33 об отказе в государственной регистрации данного объекта, поскольку представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Заявитель, не согласившись с данным решением, обратился в арбитражный суд с заявлением об обжаловании данного решения.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Пленум ВС РФ и ВАС РФ в Постановлении N 6/8 от 01.07.1996 указал, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, для признания незаконным решения Главного управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области суду необходимо установить, какому закону или иному нормативному правовому акту оно не соответствует и, соответственно, какие права заявителей оно нарушило.

При рассмотрении данного спора в порядке главы 24 АПК РФ апелляционной инстанцией было установлено:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон РФ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ имеет дату 21.07.1997, а не 21.06.1997.

согласно ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.06.1997 “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Статьей 9 Закона установлены органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - это учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Компетенция учреждений юстиции определена п. 3 данной статьи, согласно которому
учреждение юстиции проверяет действительность поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

проверяет наличие ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

осуществляет государственную регистрацию прав;

выдает документы, подтверждающие государственную регистрацию прав, а также информацию о зарегистрированных правах.

Порядок проведения государственной регистрации прав предусмотрен ст. 13 Закона, согласно которому при приеме документов для государственной регистрации прав учреждение юстиции проводит правовую экспертизу документов и проверяет законность сделки.

Статья 18 Закона содержит требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре.

Как следует из материалов дела, заявитель представил в ГУ Федеральной регистрационной службы по Свердловской области для регистрации права собственности на земельный участок документы по межеванию границ земельного участка (кадастровые планы ф. В1, ф. В2, ф. В3), документы об оплате регистрационного сбора, передаточный акт, а также акт приема-передачи по состоянию на 30.09.2003, составленный в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“, Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, а также Программой приватизации федерального имущества, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 11.08.2003 N 1111-р.

Согласно оспариваемому решению, основанием для отказа в государственной регистрации явилось предоставление заявителем документов по содержанию не соответствующих требованиям действующего законодательства, а именно непредставление правоустанавливающих документов на земельный участок.

Под правоустанавливающим документом регистрационная служба понимает решение уполномоченного органа, а именно Правительства РФ, о
передаче земельного участка в собственность заявителю.

Однако из материалов дела следует, что на регистрацию был представлен акт приема-передачи по состоянию на 30.09.2003 на 10 листах, который включает в себя:

распоряжение от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р, которым утверждены сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (стр. 37 дела), сводный передаточный акт от 30.09.2003, в котором указано, что неотъемлемой частью настоящего акта являются приложения N 1-987 (стр. 38 - 39 дела), акт приема-передачи земельных участков по состоянию на 30.09.2003, согласно которому сдающая организация, Нижнетагильское отделение дороги, передает ОАО “Российские железные дороги“, в том числе, земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, Серовский район, п. Вагранка, воздушная линия электропередач (п. 68 акта).

Суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что заявителем были представлены все необходимые документы для регистрации права собственности на земельный участок.

Постановление Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 “О создании ОАО “РЖД“ утвержден устав общества, учредителем которого является Российская Федерация, доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций составляет 100 процентов.

Оплата акций осуществляется путем внесения в уставный капитал ОАО “Российские железные дороги“ имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год в соответствии с Распоряжением Правительства от 11.08.2003 N 1111-р.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 4 Федерального закона РФ N 29-ФЗ от 27.02.2003 “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых
в обороте в соответствии с пунктом 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества определен в главе III Федерального закона РФ N 178-ФЗ от 21.12.2001. Согласно ст. 11 Закона, состав подлежащего приватизации имущественного комплекса определяется в передаточном акте.

Распоряжением Министерства имущественных отношений, Федеральной энергетической комиссии РФ, Министерства путей сообщения РФ от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО “Российские железные дороги“.

Абзац 6 п. 3 ст. 4 ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ предусматривает, что внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт.

Данный акт был представлен в регистрационную службу, что подтверждается распиской в получении документов, следовательно, оснований для отказа в регистрации земельного участка у заинтересованного лица не имелось.

Довод заинтересованного лица, что данный документ отсутствовал, судом отклоняется, поскольку противоречит материалам дела. Из расписки в получении документов следует, что 29.12.2004 был сдан акт приема-передачи по состоянию на 30.09.2003 на 10 листах (п. 5 расписки).

В дальнейшем 28.02.2005, то есть после принятия решения об отказе в регистрации, оригинал документов по п. 5 и 6 получил представитель общества, о чем
имеется запись на расписке.

Таким образом, апелляционная инстанция считает, что основания для отказа в регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, Серовский район, п. Вагранская, отсутствовали.

Довод заявителя о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм процессуального права, поскольку к участию в деле не привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области апелляционной инстанцией отклоняется по следующим основаниям.

Подпункт 4 пункта 4 статьи 270 АПК РФ предусматривает, что основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Рассмотрев материалы дела, апелляционная инстанция считает, что данным решением не затрагиваются какие-либо права и обязанности Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, поскольку передача земельного участка в уставный капитал была произведена в строгом соответствии с действующим законодательством, что установлено выше.

На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение суда первой инстанции Арбитражного суда Свердловской области принято 08.08.2005, а не 07.12.2004.

решение от 07.12.2004 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

ПРИСУХИНА Н.Н.

Судьи

ЛИХАЧЕВА Г.Г.

ПОДГОРНОВА Г.Н.