Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 03.10.2005 по делу N А60-19898/05-С5 Отказывая во взыскании штрафных санкций, суд исходил из того, что предприниматель, не осуществляющий прием на работу по трудовому договору, относится не к страхователям, а к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, то есть к застрахованным лицам.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 3 октября 2005 г. Дело N А60-19898/05-С5“

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего О.Л. Гавриленко, судей Т.М. Вагиной, Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ердуковой З.А., при участии: заявитель извещен надлежащим образом; заинтересованное лицо извещено надлежащим образом,

рассмотрел 3 октября 2005 года в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Каменску-Уральскому Свердловской области на решение от 4 августа 2005 года Арбитражного суда Свердловской области, принятое судьей Соловцовым С.Н., по делу N 19898/2005-С5 по заявлению ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области к
ИП Ивановской Е.В. о взыскании 180 рублей.

ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ИП Ивановской Е.В. финансовых санкции в размере 180 рублей за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением от 04.08.2005 в удовлетворении требований отказано.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ по апелляционной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ, которое с решением не согласно и просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Как следует из материалов дела, 22.02.2005 предпринимателем Ивановской Е.В. в Пенсионный фонд по г. Каменску-Уральскому представлены индивидуальные сведения за 2003 г.

ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском проведена камеральная проверка и составлен акт от 22.02.2005 N 93, которым установлено, что заинтересованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, индивидуальные сведения за 2003 г. представлены в орган Пенсионного фонда 22.02.2005 при установленном сроке представления 01.03.2004. По материалам проверки вынесено решение от 04.05.2005 N 93 о привлечении ИП Ивановской Е.В. к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ в виде штрафа в размере 180 рублей, составляющих 10 процентов от сумм, причитающихся за отчетный период. Предпринимателю предложено добровольно в срок до 13.05.2005 уплатить сумму финансовых санкций на основании требования N 93 от 04.05.2005.

В связи с тем, что предпринимателем требование в добровольном порядке не исполнено, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд.

Отказывая во взыскании штрафных санкций, суд
первой инстанции исходил из того, что предприниматель, не осуществляющий прием на работу по трудовому договору, относится не к страхователям, а к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, то есть к застрахованным лицам.

Вывод суда является правильным и соответствует материалам дела.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального, подчиняется его общим принципам и задачам. Органы Пенсионного фонда, выступая в качестве страховщика, на основании ст. 11 указанного Закона имеют право налагать на страхователей финансовые санкции в соответствии с законодательством РФ.

Во исполнение ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ был принят Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, устанавливающий организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования. Им, в частности, закреплена возможность применения к правоотношениям, возникающим из уплаты обязательных платежей и контроля за указанной уплатой, норм законодательства о налогах и сборах, если иное не установлено пенсионным законодательством.

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“, устанавливающий правовую основу и принципы организации индивидуального учета, был принят в целях контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами, а также создания условий для назначения пенсии.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 11 указанного Закона, срок представления сведений, необходимых для индивидуального персонифицированного учета, установлен для страхователей и касается лиц, работающих у страхователя.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона страхователями являются юридические лица, граждане и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения
по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, являются застрахованными лицами, к которым относятся индивидуальные предприниматели и иные граждане, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей.

В силу ст. 17 указанного Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из акта проверки, индивидуальным предпринимателем Ивановской Е.В. в установленные сроки, а именно к 01 марту 2004 года, не были представлены индивидуальные сведения на самого себя за 2003 год. Фактически она были представлены предпринимателем 22.02.2005.

Исходя из содержания ст. 1 ФЗ N 27-ФЗ от 01.04.1996 “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, индивидуальный предприниматель Ивановская Е.В., не осуществляющий прием на работу по трудовому договору, относится не к страхователям, а к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, то есть к застрахованным лицам.

Пунктом 5 ст. 11 указанного Закона для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, срок для представления сведений не установлен.

Поскольку срок для представления сведений о самом себе законодательно не установлен, оснований для привлечения индивидуального предпринимателя Ивановской Е.В. к ответственности, предусмотренной ст. 17 ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, у Пенсионного фонда РФ не имеется.

Кроме того, суд отмечает, что привлечение к ответственности по статье 17 названного Закона физических лиц, самостоятельно уплачивающих
страховые взносы, возможно в случае представления неполных или недостоверных сведений указанными лицами. Несвоевременное представление сведений на самого себя не нарушает прав третьих лиц, а нарушает права самого индивидуального предпринимателя. Нарушение же собственных прав не может рассматриваться в качестве правонарушения.

Ссылка заявителя на п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318, судом во внимание не принимается, поскольку в данном случае имеются в виду физические лица - работодатели, уплачивающие страховые взносы за своих работников.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Свердловской области к Ивановской Е.В. о взыскании штрафа в размере 180 руб.

Решение суда первой инстанции принято на основании закона, конкретных материалов дела и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.08.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции. Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

ГАВРИЛЕНКО О.Л.

Судьи

ВАГИНА Т.М.

ГНЕЗДИЛОВА Н.В.