Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2005 по делу N А60-17618/05-С10 Государством производится финансирование только государственных и муниципальных образовательных учреждений в части реализации гарантий на общедоступное и бесплатное образование, поэтому в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия финансового органа в части отказа в бюджетном финансировании деятельности негосударственного образовательного учреждения суд отказал.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 30 сентября 2005 г. Дело N А60-17618/05-С10“

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего А.А. Теслицкого, судей Г.Г. Лихачевой, Т.М. Вагиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Г.В. Рыбыдайло, при участии: от заявителя - Зибарев П.Г., представитель, по доверенности от 01.06.2005 N 4, ыдан 25.11.2003 Орджоникидзевским РУВД г. Екатеринбурга; от заинтересованного лица - Бетехтина Т.С., ведущий специалист, удостоверение от 31.12.2005 N 121, доверенность от 25.07.2005 N 13-489; от третьего лица - Елфимова Е.Ю., специалист юридического отдела, удостоверение от 31.12.2005 N 124, доверенность от 15.06.2005 N 13-10/044,

рассмотрел 30.09.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу НОУ СОШ “Славянская школа“
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 июля 2005 года по делу N А60-17618/05-С10 (судья Ю.А. Куричев) по заявлению НОУ СОШ “Славянская школа“ к Министерству финансов Свердловской области, при участии третьего лица - ФБУ Кировского района г. Екатеринбурга.

Представителем НОУ СОШ “Славянская школа“ заявлено ходатайство об отложении судебного заседания до рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации заявления о соответствии Конституции Российской Федерации п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, в редакции от 29.12.2004.

Ввиду непредставления доказательств представителем НОУ СОШ “Славянская школа“ о принятии заявления Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению суд на основании ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство отклонил.

Негосударственное образовательное учреждение СОШ “Славянская школа“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства Финансов Свердловской области в части отказа в финансировании деятельности учреждения с 01.01.2005, ссылаясь на письмо от 04.02.2005 N 03-01-07/368 за подписью Министра общего и профессионального образования Свердловской области, при этом, указывая на то обстоятельство, что отсутствие финансирования нарушает права учреждения и обучающихся детей, установленных ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 5, 12, 31, 41 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, ст. 20, 22 Областного закона Свердловской области от 16 июля 1998 г. N 26-ОЗ “Об образовании в Свердловской области“.

Решением от 25 июля 2005 года суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований на основании того, что Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, в редакции от 29.12.2004, не предусматривает бюджетного финансирования негосударственных образовательных учреждений.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в
порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной НОУ СОШ “Славянская школа“, которое с решением не согласно, просит его отменить, заявленные требования удовлетворить.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...в редакции от 22.08.2004...“ имеется в виду “...в редакции от 20.07.2004...“.

Оспаривая решение, НОУ СОШ “Славянская школа“ ссылается на то, что на основании п. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации всем гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Согласно ст. 5 Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 “О предприятиях и предпринимательской деятельности“, в редакции, действовавшей на момент принятия Конституции Российской Федерации, предприятия могут быть государственными, муниципальными и частными. В п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, в редакции от 22.08.2004, предусматривалось возмещение затрат на обучение гражданам, обучающимся в платных негосударственных образовательных учреждениях. По мнению заявителя, в действующей на момент рассмотрения апелляционной жалобы редакции приведенного Закона, возмещение затрат на обучение, в том числе и для граждан, обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях, возложено на субъекты Российской Федерации. В подтверждение своей позиции заявитель ссылается также на ст. 22 Областного закона Свердловской области от 16 июля 1998 г. N 26-ОЗ “Об образовании“, на письмо Прокуратуры Свердловской области от 15.03.2005, исх. N 21-45-05, письмо Федерального агентства по образованию от 04.03.2005 исх. N 10-58-130/10-07.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:

отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно положениям Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, в редакции
от 29.12.2004, пункт 4 статьи 5 устанавливающий, что затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, возмещаются гражданину государством согласно нормативам затрат на обучение, признан утратившим силу с 01.01.2005, и финансирование из бюджета негосударственных образовательных учреждений не предусматривается. Статьей 46 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, в редакции от 29.12.2004, негосударственные образовательные учреждения наделяются правом взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги. Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждения финансируются полностью или частично.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям: статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Пунктом 3 ст. 5, п. 7 ст. 50 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, в редакции от 29.12.2004 (далее - Закон), в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливаются государственные гарантии прав граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Указанным Законом возмещение затрат на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, не предусматривается с 01.01.2005. При этом ст. 46 Закона, устанавливающая право негосударственных образовательных учреждений взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, продолжает действовать и в новой редакции.

Согласно п. 3 ст. 46 Закона, взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия. Данные положения предполагают, что
граждане по своей воле и на основании договора могут получать образование за плату, тогда как государством гарантируется общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, но в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Исходя из приведенного, государством производится финансирование только государственных и муниципальных образовательных учреждений в части реализации гарантий на общедоступное и бесплатное образование.

Судом не приняты во внимание доводы заявителя о том, что согласно Закону Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, в новой редакции, полномочия по финансированию переданы субъектам Федерации, которые должны выделять из бюджета субвенции на возмещение затрат гражданам, обучающимся в негосударственных образовательных учреждениях на платной основе.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 184-ФЗ имеет дату 06.10.1999, а не 01.10.1999.

В соответствии с п. 13 ст. 26.3 Федерального закона от 01.10.1999 N 184-ФЗ (в редакции от 29.12.2004) “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации включено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 13 Областного закона Свердловской области от 27.12.2004 N 211-ОЗ “Об областном бюджете на 2005 год“, субвенции из областного бюджета местным бюджетам предоставляется на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно ст. 21, п. 3 ст. 9 Областного закона от 16.07.1998 (в редакции от 14.06.2005) N 26-ОЗ “Об образовании в Свердловской области“, государственные
гарантии прав граждан Российской Федерации в сфере образования устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; негосударственные образовательные организации вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.

Ссылка заявителя на письмо Прокуратуры Свердловской области от 15.03.2005, исх. N 21-45-05 и письмо Федерального агентства по образованию от 04.03.2005, исх. N 10-58-130/10-07 как на доказательство заявленных требований судом не принимается, так как из содержания писем следует, что с 01.01.2005 негосударственные образовательные учреждения утратили право на государственное финансирование.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба НОУ СОШ “Славянская школа“ удовлетворению не подлежит, решение суда соответствует действующему законодательству и основано на материалах дела.

Руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25 июля 2005 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

ТЕСЛИЦКИЙ А.А.

Судьи

ЛИХАЧЕВА Г.Г.

ВАГИНА Т.М.