Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 27.09.2005 по делу N А60-23240/05-С5 Несмотря на то, что обществом нарушена процедура эмиссии на стадии государственной регистрации выпуска акций, постановление о назначении административного наказания суд признал незаконным и отменил, поскольку заинтересованным лицом нарушен порядок привлечения заявителя к административной ответственности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 27 сентября 2005 г. Дело N А60-23240/05-С5“

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Гавриленко О.Л., судей Окуловой В.В., Вагиной Т.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк, при участии: от заявителя - Кравцов Н.В., президент, протокол общего собрания акционеров N 5 от 07.09.2005, т заинтересованного лица - Ермаченок Н.В., главный специалист юридического отдела, доверенность N 45 от 03.08.2005, служебное удостоверение,

рассмотрел 27.09.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе на решение от 8 августа 2005 г. Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-23240/05-С5, принятое
судьей Горбашовой И.В., по заявлению ЗАО “Оникс“ к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.

ЗАО “Оникс“ обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе от 06.07.2005 N 66/205-05 о назначении административного наказания. Указанным постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.

Решением суда первой инстанции от 8 августа 2005 г. заявленные требования удовлетворены.

Признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе от 06.07.2005 N 66/2005-05.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе, которое с решением не согласно просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Оспаривая решение, заявитель жалобы считает, что общество обоснованно привлечено к административной ответственности, порядок составления протокола об административном правонарушении не нарушен.

ЗАО “Оникс“ с решением суда первой инстанции согласно, но полагает, что правонарушение отсутствует.

Материалами дела установлено:

постановлением главы администрации г. Ирбита от 09.07.1999 N 704 ЗАО “Оникс“ зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации N 485.

24.09.2004 ЗАО “Оникс“ представило в РО ФКЦБ России в Уральском федеральном округе документы для регистрации
выпуска ценных бумаг. Регистрирующим органом при рассмотрении указанных документов обнаружено их несоответствие Федеральному закону Российской Федерации от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“, Стандартам эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 N 03-30/пс, в связи с чем обществу направлено уведомление N 8432003/06 от 28.10.2004 о приостановке рассмотрения заявления в связи с необходимостью внесения изменений (дополнений) в представленные документы. Поскольку обществом требования, изложенные в уведомлении, не выполнены, а также с учетом вступления в законную силу Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФКЦБ России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н, регистрирующим органом 12.04.2005 направлен в адрес ЗАО “Оникс“ запрос N 3234-003/06 о необходимости предоставления дополнительной информации для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, срок исполнения которого 30 дней с момента получения. Запросом ЗАО “Оникс“ уведомлено о необходимости предоставления документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, оформленных в соответствии со ст. 20 Федерального закона Российской Федерации “О рынке ценных бумаг“ и Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, действующими на момент исполнения настоящего запроса.

В связи с неисполнением требований запроса от 12.04.2005 начальником отдела регистрации выпуска ценных бумаг составлен акт от 31.05.2005 N 236 о непредставлении по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для регистрации выпуска ценных бумаг, и в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе вынесено постановление от N 66/205-05 от 06.07.2005 о назначении административного наказания. Указанным постановлением общество признано виновным в совершении административного
правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, ЗАО “Оникс“ обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии со ст. 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации N 39-ФЗ от 22.04.1996 “О рынке ценных бумаг“, процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Статьей 20 вышеуказанного Закона предусмотрено, что государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению прилагаются решение о выпуске ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг.

Исчерпывающий перечень таких документов определяется разделом 2.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФКЦБ России от 16.03.2005
N 05-4/пз-н, до принятия указанного Приказа действовали Стандарты, утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 N 03-30/пс, этими же Стандартами установлен порядок эмиссии ценных бумаг.

Особенности государственной регистрации выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, определяются разделом 3.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФКЦБ России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н (ранее действующие Стандарты - раздел 3.1). Так, при учреждении акционерного общества государственная регистрация выпуска акций и государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляются одновременно. Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.

Согласно п. 2.4.9 Стандартов, утвержденных Приказом ФКЦБ России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения им документов.

Пунктом 2.4.10 упомянутых Стандартов предусмотрено, что регистрирующий орган вправе осуществлять проверку достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного пунктом 2.4.9 настоящих Стандартов, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней. Регистрирующий орган вправе запросить документы, необходимые для проверки достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

В пункте 2.4.12 Стандартов установлено, что в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, а также в случае выявления иных нарушений,
которые не требуют для их устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента, регистрирующий орган вправе, не отказывая в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление о необходимости устранения нарушений с указанием допущенных нарушений и срока для их устранения.

Непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, согласно ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ служит основанием для отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и является нарушением порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг.

Как установлено материалами дела, представленные ЗАО “Оникс“ документы для регистрации выпуска ценных бумаг не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем регистрирующим органом в адрес общества направлялись уведомление и запрос о необходимости представления дополнительных документов. Упомянутый запрос получен ЗАО “Оникс“ 20.04.2005, однако в установленный срок - 30 дней с момента получения - документы в регистрирующий орган представлены не были.

Таким образом, ЗАО “Оникс“ нарушена процедура эмиссии на стадии государственной регистрации выпуска акций. При этом доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства или отсутствии возможности для их соблюдения, материалы дела не содержат, вина ЗАО “Оникс“ во вменяемом ему административном правонарушении имеется. С учетом изложенного суд считает привлечение ЗАО “Оникс“ к административной ответственности по ст. 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованным.

Довод ЗАО “Оникс“ о том, что он не является эмитентом, в связи с чем не может быть
привлечен к административной ответственности по ст. 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не принимается, поскольку ЗАО “Оникс“ является эмитентом в силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“, согласно которой эмитентом признается юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

В соответствии с п. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, соблюден ли установленный законодательством порядок привлечения к ответственности.

Согласно п. 3 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности о чем делается запись в протоколе.

Пунктом 4 указанной статьи предусмотрена возможность лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, и физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (п. 5 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе 31.05.2005 без участия представителя ЗАО “Оникс“. Протокол от 31.05.2005 выслан в адрес общества по
почте 03.06.2005 одновременно с уведомлением, согласно которому общество только приглашалось для участия в составлении протокола, а также одновременно с указанными документами направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (то есть до момента составления и подписания протокола в соответствии с требованиями Кодекса об административном правонарушении РФ). В связи с неявкой в указанный срок представителя ЗАО “Оникс“ в протоколе 04.07.2005 сделана отметка об отказе заявителя от подписания протокола.

Учитывая, что протокол от 31.05.2005, который явился основанием для вынесения оспариваемого постановления, составлен без участия заявителя, выводы суда первой инстанции о нарушении заинтересованным лицом порядка привлечения ЗАО “Оникс“ к административной ответственности и, соответственно, нарушении права общества на защиту интересов, является верным.

Отмеченные обстоятельства свидетельствуют о грубых нарушениях прав заявителя и являются основаниями для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены.

Ссылка Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе об отсутствии допущенных нарушений требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не принимается по основаниям изложенным выше.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.08.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

ГАВРИЛЕНКО О.Л.

Судьи

ОКУЛОВА В.В.

ВАГИНА Т.М.