Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.09.2005, 21.09.2005 по делу N А60-26978/05-С9 При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо, которое должно исполнить эту обязанность в установленные для присоединенного лица сроки.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 сентября 2005 г. Дело N А60-26978/05-С9изготовлено в полном объемерезолютивная часть объявлена -“21 сентября 2005 г.

Судья Арбитражного суда Свердловской области Г.В. Морозова рассмотрела 21 сентября 2005 года в судебном заседании дело по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия “Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации“ (филиал “Аэронавигация Урала“) к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным решения,

при участии в заседании: от заявителя - Андреева Н.И., гл. бухгалтер, Русанова Н.А., представитель, Максименко Н.А., представитель; от заинтересованного лица - Дербеденева Е.В., ст. госналогинспектор, Хусаинова С.Н., ст. госналогинспектор.

Объявлен состав суда.
Отводов суду не заявлено. Права разъяснены. Протокол судебного заседания ведется судьей. Ходатайство заявителя о приобщении документов к материалам дела удовлетворено.

Федеральное государственное унитарное предприятие “Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации“ (далее - ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“) просит признать недействительным решение Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 09.08.2005 за N 91 о привлечении к налоговой ответственности ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“ (в лице филиала “Аэронавигация Урала“).

Инспекцией ФНС РФ по Ленинскому району исковые требования отклонены полностью со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

Филиал “Аэронавигация Урала“ ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“ (ИНН 7734135124, КПП 667102001) создан на базе ГУДП “Аэронавигация Урала“ ФУП “Госкорпорация по ОВД“ (ИНН 6661095436), прекратившим свою деятельность 28 июня 2004 года вследствие реорганизации в форме присоединения к ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“ (ИНН 7734135124) с завершением реорганизации 15.07.2004.

Глава 24 “Единый социальный налог“ Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает самостоятельного регулирования порядка определения налоговой базы, исчисления и уплаты единого социального налога организацией в случае ее реорганизации.

Статья 50 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо, которое должно исполнить эту обязанность в установленные для присоединенного лица сроки.

В соответствии со статьей
58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно п. 1 ст. 59 ГК РФ, передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

По мнению налогового органа, налоговая база по налогу не является частью имущества, кредиторской либо дебиторской задолженности, а является одним из элементов налогообложения, поэтому передача ее правопреемнику на основании передаточного акта невозможна.

В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Пунктом 3 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Предусмотренные указанным пунктом правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

В связи с чем налоговым органом сделан вывод о том, что присоединяемая организация должна исчислить сумму ЕСН, подлежащую уплате за налоговый период (с начала года до дня завершения реорганизации), с выплат и вознаграждений, начисленных данной организацией в пользу физических лиц в налоговом периоде, поскольку исходя из положений статей 50 и 243 (абзац 6 пункта 3) положительная разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными присоединенной организацией в течение налогового периода, подлежит уплате правопреемником.

С учетом
ведения регрессивной шкалы ставок ЕСН налоговая база определяется отдельно по каждому работнику по всем начисленным в его пользу выплатам одним работодателем нарастающим итогом с 1 января соответствующего года или при необходимости с момента принятия его на работу в текущем году.

При этом заинтересованное лицо указывает на то, что выплаты, полученные работником от разных нанимателей, не суммируются и никак не влияют на выбор ставки налога, поскольку налогоплательщиком единого социального налога является не сам работник, а работодатель.

В связи с чем Инспекция ФНС РФ указывает на отсутствие правовых оснований для учета правопреемником (ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“, ИНН 7734135124) в налоговой базе по единому социальному налогу выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц присоединенной организацией до реорганизации (ГУДП “Аэронавигация Урала“, ИНН 6661095436).

Вышеизложенное явилось основанием для вынесения Инспекцией ФНС РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга решения N 91 от 09.08.2005 о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия “Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации“ в лице филиала “Аэронавигация Урала“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 218808 руб. и уплате суммы неуплаченного (не полностью уплаченного) налога.

Данное решение N 91 от 09.08.2005 и соответствующее требование N 1449 от 10.08.2005 вынесены налоговым органом по итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации заявителя по ЕСН от 30.03.2005. Информация об итогах камеральной проверки отражена в извещении Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 01.06.2005 N 1088.

Как отмечено выше, ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“ было реорганизовано в форме присоединения к нему ГУДП “Аэронавигация Урала“ ФУП
“Госкорпорация по ОВД“. На базе имущества и трудового ресурса ГУДП “Аэронавигация Урала“ ФГУП “Госкорпорация по ОВД“ создан филиал “Аэронавигация Урала“ ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 09.03.2004 за N 1143-р был утвержден передаточный акт, содержащий положения о правопреемстве между ГУДП “Аэронавигация Урала“ ФУП “Госкорпорация по ОВД“ и ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“ (правопреемник).

Согласно статье 236 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения по ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц (в том числе по трудовым договорам).

В результате реорганизации заявителя в форме присоединения к нему ГУДП “Аэронавигация Урала“ трудовые договоры с работниками присоединенного лица не прекращались и трудовые отношения были продолжены в порядке статьи 75 ТК РФ на прежних условиях.

В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом для исчисления ЕСН признается календарный год, и в 2004 году условия и порядок применения организацией регрессивной шкалы при расчете налоговой базы по ЕСН регламентировались пунктом 2 ст. 241 НК РФ. Следовательно, ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“ право на применение регрессивной шкалы имеет с момента присоединения к нему ГУДП “Аэронавигация Урала“ ФУП “Госкорпорация по ОВД“) (в настоящее время - филиал “Аэронавигация Урала“), т.е. нарастающим итогом с 01.01.2004.

Оспаривая решение N 91 от 09.08.2005, заявитель указывает на обоснованность формирования налоговой базы при исчислении ЕСН в 2004 году с учетом выплат работникам присоединенной организации вследствие правопреемственности ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“ в силу положений статей 50, 54, 55, 236, 237, 240, 241 Налогового кодекса Российской Федерации, Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России
от 20.05.2003 N 44н. При этом заявитель ссылается на обязанность ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“ использовать данные бухгалтерского и налогового учета ГУДП “Аэронавигация Урала“, а также на продолжение трудовых отношений с работниками филиала “Аэронавигация Урала“ ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“.

Согласно статье 108 Налогового кодекса Российской Федерации, лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований возражений.

В связи с тем, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, обязанность доказывания недобросовестных действий налогоплательщиков и наличия события налоговой правонарушения возложена на налоговые органы. Неустранимые сомнения виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Рассмотрев представленные суду доказательства и руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает решение Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 09.08.2005 за N 91 о привлечении к налоговой ответственности ФГУГ “Госкорпорация по ОрВД“ незаконным исходя из нижеследующего.

В соответствии с положениями налогового и гражданского законодательства реорганизация юридических лиц путем присоединения по сути не должна повлечь за собой изменения размеров налоговых поступлений в бюджет и порядка их уплаты.

Пункт 23 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом
Минфина России от 20.05.2003 N 44н, определяет, что бухгалтерская отчетность правопреемника на дату внесения в Реестр записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения формируется на основе данных передаточного акта построчного объединения (суммирования) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации с учетом отраженных ею в бухгалтерском учете операций, перечисленных в п. 22 настоящих Методических указаний, и числовых показателей бухгалтерской отчетности правопреемника, составленной на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющейся организации.

В силу требований статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Учет расчетов бюджетом по исчислению и уплате ЕСН должен был формироваться ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“ на основе данных передаточных актов и построчного объединения числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединенных дочерних предприятий, учитывая отражение всех бухгалтерских операций (в том числе касающихся расчетов и уплаты ЕСН) на дату государственной регистрации прекращения деятельности последнего присоединяющегося дочернего предприятия.

Таким образом, расчетный период для ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“ не прерывается и исчисление налоговой базы производится нарастающим итогом с учетом выплат, произведенных присоединившимися к нему в качестве филиалов предприятиями.

Принимая данный вывод, суд учитывает, что в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающем правопреемство в налоговых отношениях, не содержится положений, указывающих на отсутствие оснований у присоединяющего предприятия начислять в 2004 году ЕСН при регрессии с учетом сумм налога, ранее уплаченных в этом налоговом периоде присоединенной организацией.

Вопрос о порядке исчисления и уплаты ЕСН и взносов
обязательного пенсионного страхования должен разрешаться исходя из совокупности норм действующего законодательства, устанавливающих правовые последствия присоединения для гражданских, трудовых, налоговых отношений.

Как отмечено выше, составляемый передаточный акт в силу требований статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и иные обязательства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона “О бухгалтерском учете“ от 21.11.1996 N 129-ФЗ бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пункт 20 вышеупомянутых Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций устанавливает, что организация, у которой в процессе присоединения к ней другой организации изменяется только объем имущества и обязательств и текущий отчетный год не прерывается, закрытие счета учета прибылей и убытков в бухгалтерской отчетности не производит и заключительную бухгалтерскую отчетность на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемой организации применительно к положениям п. 9 Указаний не формирует.

При этом в соответствии с пунктом 22 Методических указаний до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяющейся организации при реорганизации в форме присоединения все операции, связанные с ее текущей деятельностью (осуществление расчетов с кредиторами, продажа ТМЦ, начисление амортизации, оплата труда работников, расчеты по налогам и сборам), а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения передаточного акта, отражаются в бухгалтерском учете присоединяющейся организации.

Таким образом, действующими правилами бухгалтерского учета предусмотрено, что все вышеперечисленные расходы должны найти свое отражение в заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации, поскольку правопреемник является продолжателем
присоединяющейся организации в части бухгалтерского учета и отчетности, касающейся добавленных показателей, которые могут порождать для него права кредитора или обязанности должника в гражданских, налоговых правоотношениях.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в силу требований статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным в случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и охраняемые законом интересы юридического лица.

При таких обстоятельствах исковые требования ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“ о признании ненормативного акта Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга недействительным следует удовлетворить полностью.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Федерального государственного унитарного предприятия “Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации“ (филиал “Аэронавигация Урала“) удовлетворить полностью.

Признать решение Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 09.08.2005 за N 91 недействительным.

Обязать Инспекцию ФНС РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“.

Возвратить ФГУП “Госкорпорация по ОрВД“ из федерального бюджета, госпошлину в размере 2000 рублей, оплаченную по платежному поручению N 1530 от 22.08.2005.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Свердловской области.

Судья

МОРОЗОВА Г.В.