Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2005, 12.09.2005 по делу N А60-15995/2005-С2 Поскольку истец не представил документов, подтверждающих свои затраты на компенсацию стоимости электроэнергии, не оплаченной гражданами, а также доказательства, подтверждающие факт оплаты гражданами электроэнергии с учетом льгот, основания для удовлетворения требований истца о взыскании убытков, причиненных в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате электроэнергии, отсутствуют.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 сентября 2005 г. Дело N А60-15995/2005-С2изготовлено в полном объемрезолютивная часть объявлена“12 сентября 2005 г.

Судья Арбитражного суда Свердловской области Рогожкина В.А. при ведении протокола судебного заседания судьей Рогожкиной В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества “Комэнерго“ к Администрации МО “Ирбитский район“, Министерству финансов Свердловской области, Финансовому управлению в МО “Ирбитский район“ о взыскании 37903 руб. 86 коп.,

при участии в заседании: от истца - Боброва Ю.В., представитель, доверенность N 13/431 от 15.03.2005; от ответчика - Минфина СО - Меньшикова М.И., представитель, доверенность N 13-08 от 11.01.2005, удост. N 38; от ответчика - Финансового
управления в МО “Ирбитский район“ - Багаевская Н.В., представитель, доверенность N 434 от 08.07.2005,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “Комэнерго“ обратилось в арбитражный суд с иском и просит взыскать солидарно с Казны Свердловской области, в лице Министерства финансов Свердловской области, Финансового управления в МО “Ирбитский район“, Администрации МО “Ирбитский район“ 37903 руб. 86 коп. убытков, причиненных в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот в 2004 г. по оплате электроэнергии.

Истец заявил ходатайство об уменьшении суммы иска до 37720 руб. 37 коп.

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в порядке ст. 49 АПК РФ, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.

С учетом удовлетворенного ходатайства, суд рассматривает исковые требования в сумме 37720 руб. 37 коп., составляющей убытки в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате электроэнергии, установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

Ответчик, Администрация МО “Ирбитский район“, отзыв по иску не представил.

Ответчик, Министерство финансов Свердловской области, иск не признал, считает, что факт причинения истцу убытков, размер убытков и причинно-следственная связь между заявленными убытками и действиями Минфина СО не подтверждены.

Ответчик, Финансовое управление в МО “Ирбитский район“, иск не признал, пояснив, что компенсация за представленные истцом по названным категориям граждан льготы произведена в пределах социальной нормы потребления электроэнергии, компенсация расходов электроэнергии в размерах, превышающих социальные нормы, в областной бюджет не заложена и оплате не подлежит.

Из материалов дела, объяснений сторон усматривается, что истец в период с января по декабрь 2004 г. во исполнение ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ от 24.11.1995 N 181-ФЗ предоставлял скидки гражданам, имеющим право на 50% льготу по
оплате электроэнергии, согласно спискам, согласованным с Управлением социальной защиты населения по г. Ирбиту и Ирбитскому району.

Всего за указанный период по данным спискам предоставлено льгот на сумму 64219 руб. 79 коп.

Финансовым управлением в МО “Ирбитский район“ возмещена истцу сумма 27172 руб. 15 коп. (с учетом утвержденных норм потребления электроэнергии).

Возмещение убытков истцу от предоставления льгот в сумме 27172 руб. 15 коп. произведено на основании ежемесячных заявок, счетов-фактур, отчетов о расходах, подлежащих возмещению в связи с предоставлением инвалидам льгот по оплате электроэнергии, актов сверки расчетов, подписанных истцом без каких-либо возражений на основании договора N 8 от 02.02.2004 о порядке возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии гражданам, имеющим право на получение льгот в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ от 24.11.1995 N 181-ФЗ, заключенного с Администрацией МО “Ирбитский район“.

Согласно п. 2.2.2 договора, Администрация МО “Ирбитский район“ взяла на себя обязательство возместить ЗАО “Комэнерго“ расходы, понесенные им в связи с предоставлением льгот по электроэнергии гражданам, согласно спискам, предоставленным ЗАО “Комэнерго“, в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2004 г. по МО “Ирбитский район“ по мере поступления средств из федерального бюджета.

В соответствии с ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ финансирование текущих расходов по реализации ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ от 24.11.1995 N 181-ФЗ осуществляется полностью из средств федерального бюджета.

Полученные из федерального бюджета в качестве субвенций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в
части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ средства направлялись на возмещение фактически произведенных расходов организациями жилищно-коммунального хозяйства на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

В соответствии с положениями ст. 15.3 “Об основах федеральной жилищной политики“ от 24.12.1992 N 4218-1 (в редакции ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“), размер предоставляемой финансовой помощи на возмещение расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства определяется в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг исходя из устанавливаемых Правительством РФ федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг.

Согласно положениям ст. 15.3 “Об основах федеральной жилищной политики“ от 24.12.1992 N 4218-1 (в редакции ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“), органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обеспечивают целевое использование средств финансовой помощи.

В соответствии со ст. 15.3 “Об основах федеральной жилищной политики “О социальной защите инвалидов в РФ“ от 24.12.1992 N 4218-1 (в редакции ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“) возмещение расходов организаций ЖКХ на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг производится в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг исходя из устанавливаемых Правительством РФ федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг.

В то же
время в ст. 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ льготы по оплате жилья и коммунальных услуг не содержат указания на социальную норму площади и нормативы потребления коммунальных услуг.

Исходя из того, что ФЗ “Об основах федеральной жилищной политики“ устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений, льготы инвалидам предоставлялись в Свердловской области в пределах социальной нормы площади жилья.

Учитывая неоднозначность в применении правовых норм, регулирующих данные отношения, Министерство финансов Свердловской области обратилось за разъяснениями в Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

В письме заместителя руководителя Департамента по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Министерства труда и социального развития Российской Федерации Л.В. Туаевой в адрес Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации от 15.04.2002 N 970-15 рекомендовано использовать нормативы, установленные субъектами Российской Федерации, но не ниже норм, установленных Указом Президента Российской Федерации от 28.04.1997 N 425 “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации“.

На территории Свердловской области нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления в соответствии со ст. 7 Областного закона от 08.06.1995 N 17-ОЗ.

Расчет льгот по оплате электроэнергии гражданам, имеющим право на льготы, производится в пределах социальных норм потребления, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2003 N 786-ПП.

Льготы по оплате отпущенной электроэнергии в пределах установленной социальной нормы истцу полностью компенсированы, то есть основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.

Следует заметить, что требования истца заявлены на основании ст. 15, 1069, 1071, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, что предполагает взыскание убытков при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиками принятых на себя обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, а также
размера убытков.

Таким образом, основанием для взыскания в пользу ЗАО “Комэнерго“ убытков от предоставления льгот гражданам является доказанность факта уплаты выпадающих доходов за счет собственных либо заемных средств.

Как видно из материалов дела, истец в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил документов, подтверждающих свои затраты на компенсацию стоимости электроэнергии не оплаченной гражданами, а также доказательства, подтверждающие факт оплаты гражданами электроэнергии с учетом льгот.

Приложенный расчет заявленных требований и ведомости свидетельствуют не о наличии понесенных убытков, а о методике определения размера компенсаций, не содержат сведений о количестве потребленной электроэнергии и периоде потребления.

Ссылка истца на письмо РЭК от 23.06.2004 не может являться основанием для взыскания заявленных требований, так как не имеет нормативного характера.

Госпошлина в размере 7 руб. 32 коп., излишне уплаченная при подаче искового заявления по платежному поручению N 1-1385 от 18.05.2005, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке ст. 333.22 НК РФ.

Руководствуясь ст. 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 15, 1069, 1071, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в иске отказать.

Возвратить закрытому акционерному обществу “Комэнерго“ из федерального бюджета госпошлину в размере 7 руб. 32 коп., излишне уплаченную по платежному поручению N 1-1385 от 18.05.2005.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями
259 - 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

РОГОЖКИНА В.А.