Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2005, 01.09.2005 по делу N А60-38203/2004-С4 Поскольку рубка деревьев произведена ответчиком без лесорубочного билета и лесные подати им не уплачены, требование истца о взыскании с ответчика неустойки за допущенное лесонарушение, повлекшее причинение ущерба лесному фонду, в виде незаконной рубки деревьев и поросли за пределами отведенного участка без оплаты лесных податей суд удовлетворил.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

8 сентября 2005 г. Дело N А60-38203/2004-С4изготовлено в полном объемерезолютивная часть объявлена“1 сентября 2005 г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Краснобаевой И.А. рассмотрел в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания судьей Краснобаевой И.А. дело по иску Федерального государственного учреждения Белинский лесхоз (далее - ФГУ Белинский лесхоз) к закрытому акционерному обществу “АХРСУ-ГЕКСОЛ“ (далее - ЗАО “АХРСУ-ГЕКСОЛ“) о взыскании 1358429 руб. 00 коп.,

при участии: от истца - Ляшенко С.Л., по доверенности б/н от 26.08.2005; от ответчика - Пишванова Н.В., по доверенности N 168 от 27.07.2005.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено (ст. 41
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).

Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ответчику о взыскании 1358429 руб. 00 коп., составляющих неустойку за допущенное лесонарушение в виде незаконной рубки деревьев и поросли за пределами отведенного участка, без оплаты лесных податей.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2005 истцу было отказано в удовлетворении исковых требований.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.07.2005 решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2005, вынесенное по настоящему делу отменено, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Истец просит взыскать с ответчика денежные средства в сумме 1358429 руб. 00 коп., составляющих неустойку, начисленную за допущенное лесонарушение в виде незаконной рубки деревьев и поросли за пределами отведенного участка без оплаты лесных податей, установленное протоколом N 3-П от 07.09.2004.

Ответчик иск не признал, пояснив, что не является лесопользователем, а производит очистку трассы газопровода на основании лесорубочных билетов N 53 от 13.07.2004 и N 54 от 13.07.2004, а также N 62 от 18.08.2004.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

для расчистки участков лесного фонда в квартале 4 выдел 19 Поимского лесничества истцом ответчику был выписан лесорубочный билет N 53 от 13.07.2004, согласно которому ответчику разрешена рубка деревьев и поросли на трассе газопровода на площади 3,0 га (копия протокола и чертежа отведенной делянки в материалах дела).

Фактически ответчик произвел рубку деревьев и поросли на площади 7,4 га, то есть за пределами, установленными лесорубочным билетом N 53 от 13.07.2004. В результате данных действий ответчика без оплаты лесных податей вырублено 613 деревьев дуба, липы, березы, осины и других пород
диаметром от 8 до 32 см с массой древесины 132,18 кб. м.

По данному факту ФГУ Белинский лесхоз был составлен протокол N 2-П от 13.08.2004 в присутствии мастера Сурина Д.В., которым названый протокол был подписан, в графе объяснения написавшего указал: “Работал согласно указанию по вырубке необходимой площади газопровода“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства N 1 утверждена 22.04.1986, а не 21.04.1986.

Однако протокол N 2-П от 13.08.2004 был составлен с нарушением требований Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства от 21.04.1986 N 1, а именно не был приглашен в письменной форме представитель лица, допустившего лесонарушение (в данном случае - представитель ЗАО “АХРСУ-ГЕКСОЛ“).

Впоследствии истцом ответчику было направлено письмо исх. N 11 от 26.08.2004 (подтверждающий документ в материалах дела) о направлении представителя для участия в составлении протокола о лесонарушении, которое получено ответчиком 01.09.2004. Однако представитель ответчика для составления протокола о лесонарушении не явился, при этом ответчиком в адрес истца была направлена телефонограмма от 06.09.2004 о невозможности участия в составлении протокола.

Поскольку представитель ответчика не явился для составления протокола о лесонарушении, истцом был составлен протокол N 3-П от 07.09.2004 без участия представителя нарушителя лесного законодательства, которым было установлен факт указанного лесонарушения (копия протокола в материалах дела).

Из протокола о лесонарушении N 3-П от 07.09.2004 следует, что ответчиком произведена вырубка деревьев на выделе 19 квартала N 4.

При этом, согласно лесорубочному билету N 53 от 13.07.2004 (копия в материалах дела), следует, что ответчику разрешена вырубка хвороста и сучьев массой древесины в плотных куб. м - 30 куб.
м на площади 3,0 га на 11 выделе 4 квартала, срок действия до 13.07.2005.

Согласно лесорубочному билету N 62 от 18.04.2004, ответчик мог производить вырубку деловой, дровяной древесины, а также хвороста и сучьев общей массой древесины в плотных куб. м - 161 куб. м на площади 1,56 га на 10 выделе 4 квартала, срок действия до 18.04.2005.

Лесорубочные билеты N 70 от 15.09.2004, 71 от 27.09.2004, 75 от 11.11.2004 и 54 от 13.07.2004, представленные ответчиком в качестве доказательства по делу, не содержат данных о разрешении ответчику производить вырубку леса в 4 квартале, при этом по иным кварталам в данном случае спор между сторонами отсутствует, следовательно, данные документы не имеют отношения к настоящему делу.

Согласно ст. 42 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный вид в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда.

Поскольку ответчиком произведена вырубка леса на 19 выделе 4 квартала, на осуществление которой не был получен ответчиком лесорубочный билет, а также, учитывая, что ответчиком произведена вырубка не хвороста и сучьев, а деревьев, действия ответчика носили противоправный характер, в частности им нарушены требования ст. 42 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2.1.а Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства N 1 от 21.04.1986, организации, предприятия несут материальную ответственность в случаях рубки растущих деревьев без лесорубочного билета или по билету, но не на том участке или не в том количестве.

В соответствии с пп. “б“ п.
3 Такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 N 388 “Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесами нарушением лесного законодательства Российской Федерации“, за незаконную порубку деревьев лиственных пород, не достигших диаметра 16 см взыскивается 50-кратная стоимость древесины деревьев с диаметром ствола 16 см, исчисленная по ставкам лесных податей за древесину, отпускаемую не корню.

Кроме того, согласно п. 2 Примечания к Таксам для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 N 388 “Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесами нарушением лесного законодательства Российской Федерации“, при исчислении размера взысканий за ущерб, причиненный нарушением лесного законодательства Российской Федерации, по ставкам лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, применяются ставки, установленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для первого разряда такс, независимо от удаленности квартала (урочища) во всех лесотаксовых районах и лесотаксовых поясах.

При этом при исчислении стоимости древесины по ставкам лесных податей разделение ее на деловую и дровяную не производится. Для всего объема древесины применяется ставка лесных податей, установленная за деловую древесину средней категории крупности, учет ее ведется в коре (п. 3 Приложения к Таксам для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной
фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 N 388 “Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесами нарушением лесного законодательства Российской Федерации“).

Кроме того, учитывая, что вырубка произведена в лесах 1 группы, размер взысканий, рассчитанный в соответствии с настоящими Таксами, увеличивается в 2 раза на основании пп. “а“ п. 6 Приложения к Таксам для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 N 388 “Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесами нарушением лесного законодательства Российской Федерации“.

Согласно Закону Пензенской области “О ставках лесных податей, арендной плате и распределении платежей за пользование лесным фондом на территории Пензенской области“ от 01.03.2004 N 586-ЗПО, стоимость древесных пород по первому лесотаксовому разряду деловой древесины средней категории крупности составляет: дуб - 461 руб. 60 коп., береза - 103 руб. 00 коп., липа, вяз - 61 руб. 60 коп., ольха, осина - 10 руб. 20 коп.

Объем незаконной вырубки составляет: осина - 233 шт. (47,43 кб. м); береза - 34 шт. (6,79 кб. м); ольха - 57 шт. (15,33 кб. м); липа - 86 шт. (13,87 кб. м); вяз - 67 шт. (16,23 кб. м), дуб - 136 шт. (22,51 кб. м).

Аналогичные данные указаны и в протоколе лесонарушения N 3-П от 07.09.2004.

При этом пересчет порубленных деревьев произведен 10.08.2004 с участием
мастера ЗАО “АХРСУ-ГЕСКОЛ“, не оспорившего данное количество. От повторного освидетельствования ответчик отказался, поскольку считает, что им не допущено нарушения лесного законодательства.

Таким образом, в результате расчета, произведенного в соответствии с требованиями указанных нормативных актов, общая сумма ущерба, причиненного ответчиком в результате незаконной порубки деревьев (осина, береза, ольха, липа, вяз, дуб) в указанном объеме, составляет 1358429 руб. 80 коп.

Довод ответчика о выдаче справки об отсутствии претензий к ответчику по качеству работ, выполненных ответчиком на основании лесорубочных билетов N 53, 54 от 13.07.2004 судом отклоняется, так как данные лесорубочные билеты разрешают вырубку в квартале 2 выделе 11 и кварталах 26 (выдел 11), 29 (выдел 1), 32 (выдел 9), 76 (выдел 3), соответственно, при том, что лесонарушением является вырубка леса, произведенная в квартале 4 выделе 19, то есть данная справка не относится к предмету судебного разбирательства.

В то же время судом не принимается во внимание довод ответчика о том, что он не является лесопользователем и в связи с чем не может нести ответственность за нарушение лесного законодательства, поскольку спорный участок земель лесного фонда был предоставлен для магистральных газопроводов без исключения из лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, а согласно ст. 17 Лесного кодекса Российской Федерации лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации магистральных газопроводов ВРД39-1.10-006-2000 трасса газопроводов должна периодически расчищаться от кустарников и древесной растительности, однако ответчик фактически данные действия не исполнял, в связи с чем деревья достигли размеров (указаны выше), за порубку которых
согласно ст. 103, 104 Лесного кодекса Российской Федерации должны быть внесены соответствующие платежи в федеральный бюджет (лесные подати).

Пункт 17 Правил отпуска древесины на корню в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, заготовляемая древесина при проведении работ по расчистке трасс газопроводов учитывается в составе прочих рубок, для чего в соответствии с п. 22 указанных Правил необходимо получение лесорубочного билета в установленном законодательстве порядке.

Согласно ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Поскольку рубка деревьев произведена ответчиком без лесорубочного билета и лесные подати ответчиком не уплачены, ответчиком допущено нарушение лесного законодательства, повлекшее причинение ущерба в сумме 1358429 руб. 00 коп. лесному фонду, который в соответствии со ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации должен быть возмещен ответчиком.

Таким образом, учитывая представленные сторонами доказательства, суд счел, что требование истца о взыскании с ответчика неустойки в сумме 1358429 руб. 00 коп. за допущенное лесонарушение в виде незаконной рубки деревьев и поросли за пределами отведенного участка без оплаты лесных податей, установленное протоколом N 3-П от 07.09.2004, оформленным в соответствии с требованиями действующего законодательства, является законными и обоснованными, в связи с чем подлежит удовлетворению.

Истец от оплаты госпошлины был освобожден на основании п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ (иск подан в Арбитражный суд Свердловской области в ноябре 2004 г. и принят к производству определением Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2004, то есть до введения в действие главы 25.3 Налогового кодекса
Российской Федерации, следовательно, применению подлежит Закон Российской Федерации “О государственной пошлине Российской Федерации“).

Поскольку исковые требования истца удовлетворяются в полном объеме, расходы по оплате госпошлины на основании ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика. Поскольку истцом оплата госпошлины не производилась, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доходы федерального бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 41, 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

взыскать с закрытого акционерного общества “АХРСУ-ГЕКСОЛ“ в пользу Федерального государственного учреждения Белинский лесхоз неустойку в сумме 1358429 руб. 00 коп.

Взыскать с закрытого акционерного общества “АХРСУ-ГЕКСОЛ“ в доходы федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 18292 руб. 15 коп.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259 - 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, взысканная по делу госпошлина подлежит уплате ответчиком добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты госпошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

При непоступлении
в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты госпошлины выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.

Судья

КРАСНОБАЕВА И.А.