Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 20.04.2005, 19.04.2005 по делу N А60-39068/2004-С8 Недоимка по федеральным налогам и сборам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

20 апреля 2005 г. Дело N А60-39068/2004-С8изготовлен полный текстрезолютивная часть объявлена“19 апреля 2005 г.

Апелляционная инстанция Арбитражного суда Свердловской области в составе председательствующего Драчук Л.П., судей Тимофеевой А.Д., Куричева Ю.А. при ведении протокола судебного заседания судьей Куричевым Ю.А., при участии: от заявителя - Соколовой Е.В., главного бухгалтера, по доверенности от 18.04.2005 N 3, Крыловой В.М., аудитора, по доверенности от 05.01.2005 N 1, от налогового органа - Гревцовой И.В., заместителя руководителя, по доверенности от 18.04.2005 N 17,

рассмотрела 19.04.2005 в заседании апелляционную жалобу ОАО “Нижнетуринское АТП“ на решение от 09.02.2005 (судья Евдокимов И.В.) по делу N А60-39068/2004-С8 по заявлению ОАО
“Нижнетуринское АТП“ к Инспекции МНС РФ по г. Нижней Туре о признании незаконными действий налогового органа.

ОАО “Нижнетуринское АТП“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции МНС РФ по г. Нижней Туре о признании незаконными действий налогового органа, оформленных письмом N 4133 от 26.08.2004 и выразившихся в отказе признать безнадежной к взысканию по причинам юридического характера задолженность по платежам во внебюджетные фонды в общей сумме 6146199 руб. 82 коп. Кроме того, общество просило обязать налоговый орган исключить указанную сумму из данных налогового учета (с учетом изменения предмета заявленных требований).

Решением суда от 09.02.2005 в удовлетворении требований отказано.

Законность и обоснованность решения по делу проверены в апелляционном порядке по апелляционной жалобе ОАО “Нижнетуринское АТП“, которое не согласно с решением суда, просит решение по делу отменить, заявленные требования удовлетворить.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

ОАО “Нижнетуринское АТП“ 02.08.2004 обратилось в ИМНС по г. Нижней Туре с письмом N 340 о списании задолженности в государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001, как безнадежной к взысканию, в ответ на которое налоговый орган письмом от 26.08.2004 N 4133 сообщил о том, что в настоящее время законодательством не предусмотрен порядок списания задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, в связи с этим отказал в списании задолженности с лицевого счета налогоплательщика.

Не согласившись с отказом налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий налогового органа незаконными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из положений ст. 59 НК РФ и Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100, в соответствии с которыми единственным основанием для признания
задолженности юридического лица по федеральным налогам, сборам и пени безнадежной к взысканию является его ликвидация. Кроме того, суд исходил из положений ст. 32 НК РФ, определяющей обязанности налогового органа, которая не возлагает на налоговый орган такой обязанности как признание безнадежной к взысканию и списанию задолженности по налогам и сборам, взносам и пеням по заявлениям налогоплательщиков.

Оспаривая решение суда в апелляционном порядке, общество считает, его незаконным, поскольку долг, числящийся за ним по внебюджетным платежам, является, по его мнению, безнадежным к взысканию по причинам юридического характера, поскольку налоговый орган утратил возможность его взыскания как во внесудебном, так и в судебном порядке в связи с пропуском налоговым органом установленных законом сроков взыскания задолженности.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

В соответствии с положениями статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону, наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 Кодекса, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявление ОАО “Нижнетуринское АТП“, не установил несоответствия оспариваемого действия налогового органа, выразившегося в
отказе признать безнадежной к взысканию сумму долга в государственные внебюджетные фонды, закону или иным нормативным правовым актам. Этот вывод суд апелляционной инстанции признает соответствующим налоговому законодательству.

В соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка по федеральным налогам и сборам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ), задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следовательно, Правительство РФ является единственным органом, правомочным устанавливать порядок признания безнадежными к взысканию и списанию недоимок по федеральным налогам и сборам, а также по платежам в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с нормой ст. 59 НК РФ Правительством РФ принято Постановление от 12.02.2001 N 100, согласно п. 1 которого признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам налогоплательщика-организации только в случае ликвидации такой организации в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, Правительство РФ в отношении налогоплательщиков-организаций предусмотрело только один случай признания безнадежными к взысканию и списания недоимок - это их ликвидация. При этом указанный перечень оснований является исчерпывающим.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100, решение о признании безнадежной к взысканию и
списании задолженности (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации) принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.

При этом данное решение принимается при наличии выписки из единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица.

Анализ указанных положений законодательства о налогах и сборах позволяет сделать вывод о том, что для принятия налоговым органом решения о признании недоимки по налогу безнадежной к взысканию и ее списании с лицевого счета налогоплательщика необходимо как наличие объективных обстоятельств экономического, социального или юридического характера, создающих невозможность взыскания недоимки, так и соблюдение налогоплательщиком установленного Правительством РФ (исполнительным органом власти субъекта РФ) порядка признания недоимки по налогу безнадежной к взысканию.

Кроме того, в отношении задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам Постановление от 12.02.2001 N 100 применимо только после внесения в него изменений Постановлением Правительства РФ от 25.11.2004 N 678, которым были внесены как изменения в наименование Постановления от 12.02.2001 N 100, так и определен порядок признания безнадежными к взысканию и списанию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящейся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам.

До Постановления от 25.11.2004 N 678 Правительством РФ во исполнение ст. 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ) было принято Постановление от 01.10.2001 N 699, которым были утверждены порядок и условия реструктуризации задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды, из чего следует, что на момент обращения общества с заявлением в налоговый орган о признании безнадежным к взысканию
долга в государственные социальные внебюджетные фонды Правительством РФ не были определены порядок и условия признания этих долгов безнадежными к взысканию.

Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что изложенные обществом в поданном в арбитражный суд заявлении, а также в заявлении в налоговый орган основания для признания задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящейся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., безнадежной и ее списание не отнесены названными выше нормативными правовыми актами к основаниям для совершения указанных действий на момент обращения общества с этим заявлением в налоговый орган и отказа налогового органа в совершении требуемых налогоплательщиком действий.

Кроме того, истечение срока на принудительное взыскание задолженности по налоговым платежам и платежам в государственные социальные внебюджетные фонды Правительством РФ не отнесено к числу оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию.

Следовательно, суд с учетом положений ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.02.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

ДРАЧУК Л.П.

Судьи

ТИМОФЕЕВА А.Д.

КУРИЧЕВ Ю.А.