Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 27.12.2005 N Ф09-5837/05-С2 по делу N А07-17981/05 Обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, ранее предъявленных налогоплательщиком к вычетам, при переходе его на упрощенную систему налогообложения Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2005 г. Дело N Ф09-5837/05-С2“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Беликова М.Б., судей Слюняевой Л.В., Кангина А.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 27.07.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 14.09.2005 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-17981/05.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: из текста постановления невозможно точно установить оспариваемую сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.

Общество
с ограниченной ответственностью “Георекон“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе возвратить сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 92196 руб. сумме 27457 руб. и пени в сумме 3495 руб. 19 коп.

Решением суда первой инстанции от 27.07.2005 (судья Гаврикова Р.А.) заявленные требования удовлетворены. Суд обязал инспекцию возвратить обществу сумму излишне уплаченного налога и пени.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.09.2005 (судьи Новикова Л.В., Нигмаджанова И.И., Боброва С.А.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, утвержденном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из обстоятельств дела, общество 10.02.2005 обратилось с заявлением в инспекцию о возврате из бюджета НДС и пеней, как ошибочно уплаченных им в 2003 г. на основании поданной уточненной налоговой декларации по НДС за 4-й квартал 2002 г.

Согласно указанным декларациям, налогоплательщиком были восстановлены ранее принятые к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым в производственной деятельности, после перехода его на упрощенную систему налогообложения.

Однако 02.11.2004 общество представило в инспекцию повторно уточненную декларацию по НДС за указанный период, уменьшив сумму налога на ранее восстановленную.

В письме от 19.04.2005 N 005-07/8959 инспекция отказала налогоплательщику в возврате налога и пеней, сославшись на п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.

В силу п. 2 ст. 346.11
Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 171 Кодекса, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по ст. 166 Кодекса, на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты.

В соответствии с п. 2 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения на основании гл. 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Кодекса.

Из п. 2 ст. 170 Кодекса следует, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с гл. 21 Кодекса, либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.

В случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в п. 2 ст. 170 Кодекса, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет (п. 3 ст. 170 Кодекса).

Однако налоговый орган не учел, что положения
ст. 170 Кодекса не могут быть распространены на спорные правоотношения, поскольку факт приобретения основных средств имел место до перехода плательщика на упрощенную систему налогообложения.

Поскольку обязанность по восстановлению сумм НДС, ранее предъявленных налогоплательщиком к вычетам, при переходе его на упрощенную систему налогообложения ни гл. 26.2 “Упрощенная система налогообложения“, ни гл. 21 “Налог на добавленную стоимость“ Кодекса не предусмотрена, суды на законных основаниях отклонили довод инспекции об обязанности восстановления НДС в соответствии с п. 3 ст. 170 Кодекса.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными, а доводы жалобы - не основанными на нормах законодательства о налогах и сборах.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 27.07.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 14.09.2005 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-17981/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.

Председательствующий

БЕЛИКОВ М.Б.

Судьи

СЛЮНЯЕВА Л.В.

КАНГИН А.В.