Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 22.12.2005 N Ф09-5916/05-С1 по делу N А76-16778/05 В силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при продаже билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2005 г. Дело N Ф09-5916/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Василенко С.Н., судей Варламовой Т.В., Лимонова И.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции от 22.06.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.09.2005 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-16778/05.

В судебном заседании принял участие: представитель инспекции - Кензина И.С. (доверенность от 22.11.2005 N 05-02/34456); индивидуальный предприниматель Русин Юрий Сергеевич (далее - предприниматель; паспорт серии 75 02 N 941312), его представитель - Шешукова Е.С. (доверенность от 04.05.2005
N Д-1120).

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 20.04.2005 N 79 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 3000 руб.

Решением суда первой инстанции от 22.06.2005 (судья Трапезникова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.09.2005 (судьи Смолина Е.В., Гусев О.Г., Тремасова-Зинова М.В.) решение оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, инспекцией в ходе проверки выполнения требований, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон), в принадлежащем предпринимателю маршрутном такси марки ГАЗ-322132, государственный номер АМ237/74 RUS, установлен факт осуществления расчетов с пассажирами без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ). По результатам проверки налоговым органом составлен протокол от 20.04.2005 N 83 и принято постановление от 20.04.2005 N 79 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что перевозка пассажиров
в маршрутном такси, организованная предпринимателем, является перевозкой пассажиров городским общественным транспортом, поэтому при расчетах с пассажирами должны применяться бланки строгой отчетности - билеты, что приравнивается к применению ККТ.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ст. 2 Закона, организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять ККТ.

В п. 3 названной нормы также указано, что в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при продаже билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.

Параграфом 4 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176 и действующих в части, не противоречащей гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрена перевозка пассажиров, в том числе на маршрутных таксомоторах, движение которых на маршрутах организуется по расписаниям (параграф 5 Правил). Для проезда пассажиров в маршрутных таксомоторах автотранспортные предприятия и организации производят продажу билетов (параграф 71 Правил).

Из текста раздела Правил, регулирующего перевозку пассажиров в маршрутных таксомоторах, не следует, что данный вид транспорта осуществляет перевозку пассажиров по обращению любого гражданина или юридического лица в индивидуальном порядке, то есть на разных для каждого потребителя условиях. Подобные перевозки осуществляются таксомоторами индивидуального пользования.

В силу п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана
осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Из материалов дела следует, что перевозка пассажиров в маршрутном такси, принадлежащем предпринимателю, осуществляется в соответствии с приказом Управления транспорта администрации г. Челябинска, Правилами пользования маршрутными такси в г. Челябинске, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 21.12.1999 N 49/3, которым определены маршрут движения, тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа с осуществлением контроля за взиманием с пассажиров платы за проезд с обязательной выдачей документов строгой отчетности - билетов.

При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о том, что, поскольку автотранспортное средство предпринимателя обслуживает городской маршрут, общедоступно, предназначено для перевозки пассажиров по обращению любого гражданина, заявитель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров транспортом общего пользования.

Протоколом об административном правонарушении факт невыдачи в момент проверки билетов или иных соответствующих бланков строгой отчетности установлен не был, а лишь выявлено неприменение предпринимателем ККТ (отсутствие ККТ в транспортном средстве).

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о недоказанности инспекцией события вменяемого предпринимателю правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 22.06.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.09.2005 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-16778/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.

Председательствующий

ВАСИЛЕНКО С.Н.

Судьи

ВАРЛАМОВА Т.В.

ЛИМОНОВ И.В.