Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 24.11.2005 N Ф09-3830/05-С4 по делу N А47-12833/04 Законом предусмотрен специальный судебный порядок для предъявления требований кредиторов по денежным обязательствам к предприятию, в отношении которого введена процедура конкурсного производства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2005 г. Дело N Ф09-3830/05-С4“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Черкезова Е.О., судей Дядченко Л.В., Мальцевой Т.С. рассмотрел в судебном заседании жалобу Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция) на определение суда первой инстанции от 16.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 16.09.2005 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-12833/04 по заявлению инспекции о взыскании с открытого акционерного общества “Орентекс“ (далее - ОАО “Орентекс“) 957068 руб. 48 коп.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
в судебное заседание не явились.

Инспекция обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с ОАО “Орентекс“ 957068 руб. 48 коп. процентов за пользование бюджетными средствами.

Определением суда первой инстанции от 16.08.2005 (судья Цыпкина Е.Г.) заявление оставлено без рассмотрения.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.09.2005 (судьи Дмитриенко Т.А., Мохунов В.И., Савинова М.А.) определение оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное толкование судами ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, инспекцией было принято решение от 07.12.2001 N 16-17-46/45936А о реструктуризации кредиторской задолженности ОАО “Орентекс“ по федеральным налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам.

Выездной налоговой проверкой установлено наличие у ОАО “Орентекс“ задолженности по выплате процентов за пользование бюджетными средствами в части уплаты налогов и сборов в общей сумме 957068 руб. 48 коп.

По итогам проверки вынесено решение от 18.08.2004 N 03-33/38052 “Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушение“, которым взыскана с ОАО “Орентекс“ задолженность по процентам за пользование бюджетными средствами в указанном размере.

Не согласившись с этим решением, ОАО “Орентекс“ обжаловало его в арбитражный
суд.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 10.02.2005 по делу N А47-16199/2004-АК-31 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд указал, что названные проценты по своей правовой природе являются иными обязательными платежами в бюджет, которые обязан уплатить налогоплательщик.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2004 по делу N А47-5641/2004-14-ГК ОАО “Орентекс“ признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

Инспекцией заявлены требования о взыскании процентов за пользование бюджетными средствами, которые по существу заменяют собой пени за несвоевременную уплату налогов, установленные ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскание неуплаченных процентов за пользование бюджетными средствами, согласно п. 4 письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 12.05.2003 N АС-6-29/536, должно осуществляться в судебном порядке.

Между тем, в отношении ОАО “Орентекс“ открыта процедура банкротства - конкурсное производство.

В соответствии с ч. 6 п. 1 ст. 126 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ с момента введения в отношении предприятия процедуры конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Таким образом, законом предусмотрен специальный судебный порядок для предъявления требований кредиторов по денежным обязательствам к предприятию, в отношении которого введена процедура конкурсного производства.

Поскольку инспекцией заявлено требование, которое в силу со ст. 126
Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ должно быть рассмотрено в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ОАО “Орентекс“, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно, в соответствии с п. 4 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оставили указанное требование без рассмотрения.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суды не должны были принимать во внимание обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Оренбургской области от 10.02.2005 по делу N А47-16199/2004-АК-31, отклоняется, поскольку согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение суда первой инстанции от 16.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 16.09.2005 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-12833/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.

Судьи

ДЯДЧЕНКО Л.В.

МАЛЬЦЕВА Т.С.