Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 18.10.2005 N Ф09-3410/05-С5 по делу N А76-45350/04 Возложение ответственности за ненадлежащее компенсирование муниципальным образованием расходов от предоставления льгот на основании закона возможно лишь в случае доказанности факта перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм, необходимых для компенсирования названных расходов в объеме фактически оказанных услуг по предоставлению льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2005 г. Дело N Ф09-3410/05-С5“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Азанова П.А., судей Вербенко Т.Л., Столярова А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления Администрации г. Копейска на решение суда первой инстанции от 11.05.2005 (резолютивная часть от 14.04.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 01.08.2005 (резолютивная часть от 20.07.2005) Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-45350/04 по иску открытого акционерного общества по добыче угля “Челябинская угольная компания“ (далее - ОАО по добыче угля “Челябинская угольная компания“) к финансовому управлению Администрации г. Копейска, Администрации г. Копейска о взыскании 877947 руб. 56
коп.; третьи лица - Управление социальной защиты населения г. Копейска, Министерство финансов Челябинской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.

ОАО по добыче угля “Челябинская угольная компания“ обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском о взыскании солидарно с ответчиков 877947 руб. 56 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе 85486 руб. 44 коп. на основании Закона Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“ и 792479 руб. 12 коп. на основании Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Решением суда первой инстанции от 11.05.2005 (судья Рубас Г.Г.) с Финансового управления Администрации г. Копейска в пользу ОАО по добыче угля “Челябинская угольная компания“ взыскано 877947 руб. 56 коп.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.08.2005 (судьи Соколова Т.В., Башарина Л.Ф., Хасанова М.Т.) решение оставлено без изменения.

Финансовое управление Администрации г. Копейска с судебными актами не согласно, просит их отменить, ссылаясь на неполное выяснение арбитражными судами обстоятельств, имеющих существенное значение для принятия законного и обоснованного судебного акта, неприменение судами Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О.

Проверив законность судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене.

Как следует из материалов дела, в период с 01.08.2003 по 01.11.2004 ОАО по добыче угля “Челябинская угольная компания“ на основании Законов Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“ и от 18.10.1991 N 1761-1
“О реабилитации жертв политических репрессий“ предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате электроэнергии.

В результате недостаточного компенсирования фактически предоставленных льгот у ОАО по добыче угля “Челябинская угольная компания“ образовались убытки в размере 877947 руб. 56 коп., которые истец просит взыскать с ответчиков в судебном порядке.

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Исходя из того, что компенсирование расходов от предоставления льгот на основании Законов Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“ и от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ должно производиться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и, учитывая, что Администрация г. Копейска не исполнила свои обязанности для возмещения фактически произведенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии, суды сделали вывод о необходимости взыскания убытков в заявленном размере с Финансового управления Администрации г. Копейска.

Выводы судов нельзя признать достаточно обоснованными.

В соответствии со ст. 16, 17 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы, установлены соответствующие льготы по оплате коммунальных услуг, порядок предоставления которых и порядок выплаты денежных компенсаций по которым устанавливается Правительством Российской Федерации.

Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических
репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419 и Правилами предоставления и расходования в 2002 г. средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

В силу ст. 15.6 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, вступившей в силу 08.05.2003, возмещение указанных льгот осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.

Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. При этом в силу п. 2 ст. 49 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая соответствующие льготы для отдельных категорий Ф.И.О. Российской Федерации, должен обеспечить названные социальные гарантии соответствующим механизмом полного финансового обеспечения.

Кроме того, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О установлено, что предоставление льгот, предусмотренных ст. 11 Закона Российской Федерации “О донорстве крови и
ее компонентов“, впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет федерального бюджета.

Следовательно, возложение ответственности за ненадлежащее компенсирование муниципальным образованием расходов от предоставления льгот на основании вышеуказанных Законов возможно лишь в случае доказанности факта перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм, необходимых для компенсирования названных расходов в объеме фактически оказанных услуг по предоставлению льгот.

Учитывая изложенное судам следовало установить, достаточно ли было выделено федеральными органами исполнительной власти денежных средств в бюджеты субъекта Российской Федерации или муниципального образования “Город Копейск“ для компенсирования расходов от предоставления льгот на основании указанных Законов.

Поскольку данный вопрос имеет существенное значение для правильного разрешения настоящего спора, судам надлежало исследовать указанный вопрос, что ими не было сделано.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются недостаточно обоснованными, в связи с чем подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую оценку доводам сторон с учетом требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решить вопрос о привлечении к участию в деле Министерство финансов Российской Федерации и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 11.05.2005 (резолютивная часть от 14.04.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 01.08.2005 (резолютивная часть от 20.07.2005) Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-45350/04 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

АЗАНОВ П.А.

Судьи

ВЕРБЕНКО
Т.Л.

СТОЛЯРОВ А.А.