Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 03.04.2006, 10.04.2006 по делу N А41-К2-4504/06 Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

3 апреля 2006 г. Дело N А41-К2-4504/0610 апреля 2006 г. “

(извлечение)

10 апреля 2006 г. решение изготовлено в полном объеме.

Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи Б., протокол судебного заседания вела судья Б., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Главного управления внутренних дел Московской области к ООО ГУП “Снабресурс“ о привлечении к административной ответственности, при участии в заседании от заявителя: Л. по доверенности N 1/501 от 10.03.2006, К. по доверенности N 1/3 от 10.01.2006; от заинтересованного лица: Г. - директор, Ж. по доверенности от 06.03.2006,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление внутренних дел Московской области (далее - ГУВД)
обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью ГУП “Снабресурс“ за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали по мотивам, изложенным в заявлении.

Заинтересованные лица возражали против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, рассмотрев материалы дела по существу, арбитражный суд установил следующее.

В порядке осуществления государственного контроля соблюдения и выполнения требований природоохранного законодательства, санитарных правил и нормативов уполномоченными УБПОООС ГУВД в отношении ООО ГУП “Снабресурс“ проведена проверка, в ходе которой установлено, что в период с 07.12.2005 по 15.12.2005, с 22.12.2005 по 06.02.2006 по адресу: город Подольск, Домодедовское шоссе, дом 11, Общество осуществляло деятельность по приему, размещению, хранению и утилизации отработанных свинцовых аккумуляторов без электролита и свинцовых пластин, являющихся отходами 3 класса опасности, без специального разрешения (лицензии).

По выявленным фактам 09.12.2005 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении и вынесено определение.

24.01.2006 ГУВД вынесено определение об истребовании сведений у Управления по технологическому и экологическому, технологическому и атомному надзору Московской области и поставлены вопросы, касающиеся наличия угрозы причинения вреда окружающей среде и в чем она выражается.

Управлением по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) письмом от 31.01.2006 сообщено о том, что угроза выражается в возможном загрязнении, отравлении окружающей среды при содержании их на открытых площадках.

Из объяснений генерального директора Общества Т. и заместителя начальника Г. следует, что Общество осуществляет прием цветных металлов, в том числе лом отработанных свинцовых аккумуляторов, который, по мнению Г., не является опасными отходами.

Обнаружение фактов нарушений послужило поводом
для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 06.02.2006, и материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.

08.02.2006 Ростехнадзором в адрес ГУВД направлено сообщение о том, что размещение лома отработанных аккумуляторов (разобранных и неразобранных) и свинцовых пластин на открытой площадке без навеса, без поддонов и без ливневой канализации создает угрозу причинения вреда окружающей среде, а в случае, если принимаются и хранятся аккумуляторы с неслитым электролитом, то они классифицируются как отходы 2 класса опасности (высокоопасные) и указано, что при таком хранении возможно загрязнение почв и сточных вод свинцом, солями серной кислоты, период восстановления после полного устранения источника вредного воздействия не менее 30 лет.

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию.

В соответствии со ст. 7 названного Закона на каждый вид деятельности, подлежащей лицензированию, предоставляется отдельная лицензия.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержание возбудителей инфекционных заболеваний, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Следовательно, вид деятельности, связанный с их обращением непосредственно,
может нести в себе опасность причинения вреда населению и окружающей среде.

Выявленные факты административного правонарушения, в том числе отсутствие лицензии на размещение, хранение, утилизацию отработанных отходов 3 класса опасности, фактически не оспариваются Обществом, напротив, заинтересованные лица в объяснениях по фактам нарушения законодательства указали, что готовится пакет документов для получения специального разрешения, ранее о необходимости наличия разрешений не знали.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления, содержащие вредные вещества, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“.

В целях предотвращения вредного воздействия отходов 3 класса опасности на здоровье человека и окружающую природную среду приведенными нормативными актами сформулированы общие требования к обращению с опасными отходами.

Юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет, обеспечивать проведение радиационного контроля, входного контроля.

Именно потенциально опасный для здоровья человека и окружающей природной среды характер деятельности в сфере обращения с отходами является критерием отнесения данного вида деятельности к лицензируемым, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирования.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

В ходе судебного разбирательства судом установлено наличие в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа.

Статьей 4.5 КоАП РФ установлен общий срок давности привлечения к административной ответственности, равный двум месяцам, но за совершение ряда правонарушений, предусмотренных с. 1 ст. 4.5 Кодекса, в том числе и законодательства Российской
Федерации об охране окружающей природной среды, один год, исчисляемый со дня совершения.

Руководствуясь ст. 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

привлечь ООО ГУП “Снабресурс“ к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде взыскания штрафа в размере 40000 рублей.