Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 15.09.2005 N Ф09-4055/05-С1 по делу N А07-12801/05 Удовлетворяя заявление о признании незаконными действий налогового органа по выставлению на расчетный счет общества инкассовых поручений о взыскании платежей в бюджет, суд исходил из отсутствия оснований для безакцептного списания денежных средств налогоплательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2005 г. Дело N Ф09-4055/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Василенко С.Н., судей Варламовой Т.В., Лимонова И.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Башкортостан (правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 17 по Республике Башкортостан; далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.06.2005 по делу N А07-12801/05.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Открытое акционерное общество “Искра“ (далее - общество, налогоплательщик)
обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий инспекции по выставлению на его расчетный счет инкассовых поручений о взыскании платежей в бюджет.

Решением суда первой инстанции от 01.06.2005 (резолютивная часть от 31.05.2005; судья Валеев К.В.) заявленные требования удовлетворены.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, налоговый орган на основании требования об уплате налога от 11.04.2005 N 11053 выставил на расчетный счет общества в банк - открытое акционерное общество “Уралсиб“ - инкассовые поручения от 29.04.2005 N 1613, 1614, 1616, 1617, 1619 - 1627 по взысканию в бесспорном порядке с налогоплательщика денежных средств.

Не согласившись с действиями налогового органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из отсутствия оснований для безакцептного списания денежных средств с налогоплательщика.

Вывод суда соответствует закону и материалам дела.

Из материалов дела видно, что определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.06.1997 в отношении общества возбуждено производство о несостоятельности (банкротстве). Определением суда от 22.07.1997 введена процедура внешнего управления, которая определением от 14.10.1999 продлена на пять лет. Затем решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.12.2003 предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства. Информационное сообщение об указанном факте опубликовано в “Российской газете“ от 07.02.2004 N 23. Реестр требований акционеров
закрыт по состоянию на 07.04.2004.

В соответствии с п. 2 ст. 233 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ по делам, производство по которым возбуждено до вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры банкротства (внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения), введенной до вступления настоящего Федерального закона в силу, применяются нормы Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

При этом (п. 3 ст. 233 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“), если конкурсное производство открыто после завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, то в этом случае к процедуре конкурсного производства применяются нормы Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Согласно ст. 98 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

В силу абз. 5 п. 2 ст. 106 этого же Закона в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (арбитражным судом установлено, что задолженность общества по заработной плате составляет 413098 руб. 37 коп. (вторая очередь)).

Кроме того, на основании ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, платежи по которым должны быть произведены должником вне очереди, исполняются с соблюдением очередности, предусмотренной названной статьей.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2002 N 8614/01.

Таким образом, суд правомерно указал, что при выставлении инкассовых поручений для списания задолженности по платежам в бюджет нарушаются права других кредиторов, имеющих право на первоочередное удовлетворение требований.

Этот вывод является правильным и переоценке в
силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

С учетом изложенного судебный акт следует оставить в силе, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.06.2005 по делу N А07-12801/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

ВАСИЛЕНКО С.Н.

Судьи

ВАРЛАМОВА Т.В.

ЛИМОНОВ И.В.