Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 23.05.2005 N Ф09-1377/05-ГК-С6 по делу N А07-20391/04 Распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2005 года Дело N Ф09-1377/05-ГК-С6“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Соколовой Н.П., судей Файзутдинова И.Ш., Смирнова А.Ю. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Сервиспродукт“ (далее - ООО “Сервиспродукт“) на решение суда первой инстанции от 09.12.2004 (резолютивная часть от 02.12.2004) и постановление суда апелляционной инстанции от 02.02.2005 (резолютивная часть от 27.01.2005) Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-20391/04.

В судебном заседании приняли участие представители: администрации Чекмагушевского района Республики Башкортостан - Мухаметов Ф.Ф., адвокат (доверенность от 03.05.2005); администрации Муниципального образования “Чекмагушевский сельсовет“ - Агзамова З.Р. (доверенность от 03.05.2005).

Иные лица, участвующие
в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. Их представители в заседание не явились.

Администрация Муниципального образования “Чекмагушевский сельсовет“ обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ООО “Сервиспродукт“ о признании недействительным договора аренды земельного участка от 04.10.2002 N 22, отмене государственной регистрации от 23.12.2002 N 02-01/67-2/2002-447 указанного договора, применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО “Сервиспродукт“ возвратить земельный участок, расположенный по адресу: с. Чекмагуш, ул. Ленина, 54б. Заинтересованные лица: Чекмагушевский филиал государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Республики Башкортостан, администрация Чекмагушевского района.

Определением от 02.12.2004 производство по делу в части требования об отмене государственной регистрации от 23.12.2002 N 02-01/67-2/2002-447 договора аренды земельного участка от 04.10.2002 N 22 прекращено.

Решением суда первой инстанции от 09.12.2004 (резолютивная часть от 02.12.2004, судья Акопян Л.Л.) исковые требования удовлетворены. Договор аренды земельного участка от 04.10.2002 N 22 признан недействительным. На ООО “Сервиспродукт“ возложена обязанность возвратить администрации Муниципального образования “Чекмагушевский сельсовет“ земельный участок, расположенный по адресу: с. Чекмагуш, ул. Ленина, 54б.

Определением суда апелляционной инстанции от 27.01.2005 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена администрация Чекмагушевского района.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.02.2005 (резолютивная часть от 27.01.2005, судьи Салихова И.З., Маликова Э.М., Султанов В.И.) решение оставлено без изменения.

ООО “Сервиспродукт“ с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции не согласно, просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Оспаривая судебные акты, заявитель ссылается на неправильное применение судом ч. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению ООО “Сервиспродукт“, до разграничения государственной собственности на землю
оснований полагать, что спорный земельный участок является собственностью МО “Чекмагушевский сельсовет“, не имеется. Как полагает заявитель, поскольку договор аренды является оспоримой сделкой, суду следовало применить п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающий принятие решения об отказе в иске в случае пропуска истцом срока исковой давности.

Проверив законность судебных актов в порядке ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Чекмагушевского района от 31.10.2002 N 501 обществу с ограниченной ответственностью “Сервиспродукт“ для размещения торговых павильонов предоставлен в аренду сроком на 20 лет земельный участок площадью 0,2183 га, относящийся к категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: с. Чекмагуш, ул. Ленина, 54б, принадлежащий Чекмагушевскому жилищно-коммунальному хозяйству на праве постоянного бессрочного пользования.

На основании указанного постановления, между администрацией Чекмагушевского района и ООО “Сервиспродукт“ заключен договор аренды земель в черте населенного пункта от 04.10.2002 N 22, который зарегистрирован Чекмагушевским филиалом Государственной регистрационной палаты 23.12.2002, регистрационный номер записи N 02-01/67-2/2002-447.

На постановление администрации Чекмагушевского района от 31.10.2002 N 501 “О предоставлении земельного участка ООО “Сервиспродукт“ для размещения торговых павильонов“, как вынесенное с нарушением ст. 11, 46 - 55 Земельного кодекса Российской Федерации, прокурором Чекмагушевского района 26.04.2004 принесен протест N 5-177/04 с требованием отменить данное постановление и решить вопрос о расторжении договора аренды с ООО “Сервиспродукт“.

Постановлением администрации Чекмагушевского района от 21.05.2004 N 214 постановление от 31.10.2002 N 501 “О предоставлении земельного участка ООО “Сервиспродукт“ для размещения торговых павильонов“ отменено.

Полагая, что
администрация Чекмагушевского района распорядилась земельным участком, не являясь его собственником, МО “Чекмагушевский сельсовет“ обратилось в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Согласно ст. 29 Федерального закона N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, органам местного самоуправления предоставлено право сдавать в аренду земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования.

Право управления и распоряжения органами местного самоуправления земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, закреплено пунктом 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право сдачи в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок расположен в черте населенного пункта - село Чекмагуш - и находится в ведении администрации Чекмагушевского сельского совета.

Из справки Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам N 2 по Республике Башкортостан от 30.11.2004 N 05/4190 (л. д. 99) следует, что произведена смена наименования администрации Чекмагушевского сельского совета на администрацию муниципального образования
“Чекмагушевский сельсовет“, о чем 06.11.2003 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

В соответствии со ст. 3 п. 10 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Согласно п. 2, 4, 8 Устава муниципального образования “Чекмагушевский сельсовет“ (л. д. 116 - 123, свидетельство о регистрации устава от 16.05.2002 N 88), право распоряжения землями, находящимися в пределах черты муниципального образования, в состав которого, в т.ч. входит населенный пункт село Чекмагуш, принадлежит органам местного самоуправления муниципального образования “Чекмагушевский сельсовет“.

При таких обстоятельствах судом первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что право сдавать в аренду спорный земельный участок у администрации Чекмагушевского района отсутствовало.

В этой связи судом правомерно указано, что договор аренды земель в черте населенного пункта от 04.10.2002 N 22 является ничтожным в силу его несоответствия требованиям ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исковые требования муниципального образования “Чекмагушевский сельсовет“ удовлетворены обоснованно.

Довод заявителя о пропуске муниципальным образованием “Чекмагушевский сельсовет“ срока исковой давности и неприменении судом п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняется. Договор аренды от 04.10.2002 N 22 является ничтожным в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Срок исковой давности, установленный ч. 1 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, составляет 10 лет со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки. Данный срок истцом
не пропущен.

Также не принимается судом кассационной инстанции ссылка ООО “Сервиспродукт“ на неприменение судом ч. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации и отсутствие у муниципального образования “Чекмагушевский сельсовет“ статуса юридического лица. Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, в том числе выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации). Администрация муниципального образования “Чекмагушевский сельсовет“ является органом местного самоуправления, которому, согласно ст. 8 Устава, предоставлено, в т.ч. право обращения в суд за защитой прав и законных интересов муниципального образования.

Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 09.12.2004 (резолютивная часть от 02.12.2004) и постановление суда апелляционной инстанции от 02.02.2005 (резолютивная часть от 27.01.2005) Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-20391/04 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО “Сервиспродукт“ - без удовлетворения.

Председательствующий

СОКОЛОВА Н.П.

Судьи

ФАЙЗУТДИНОВ И.Ш.

СМИРНОВ А.Ю.