Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 10.05.2005 N Ф09-1885/05-С2 по делу N А07-25360/04 Законодательством о налогах и сборах право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее проведения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 мая 2005 года Дело N Ф09-1885/05-С2“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Сухановой Н.Н., судей Крюкова А.Н., Слюняевой Л.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью “Магазин “Пионер“ (далее - общество, налогоплательщик) на постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2005 по делу N А07-25360/04 по заявлению общества о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Орджоникидзевскому району г. Уфы (правопредшественник Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы; далее - инспекция, налоговый орган).

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и
месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий инспекции в виде отказа в проведении зачета излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 90991 руб. 62 коп. и об обязании налогового органа произвести зачет указанной суммы в счет недоимки по этому налогу.

Решением суда первой инстанции от 26.11.2004 (судья Кулаев Р.Ф.) заявление удовлетворено.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2005 (судьи Нигмаджанова И.И., Новикова Л.В., Чернышова С.Л.) решение изменено. Заявление общества удовлетворено частично. Признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе в проведении зачета излишне уплаченного НДС в сумме 39634 руб. 62 коп. На налоговый орган возложена обязанность зачесть указанную сумму НДС в счет недоимки по этому налогу. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации и несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, письмом от 19.05.2004 N 03/207/45370 инспекция отказала обществу в принятии дополнительных деклараций по НДС за 2000 и 2001 г. и проведении зачета излишне уплаченных сумм этого налога 51357 руб. и 39635 руб. соответственно. Отказ налогового органа мотивирован отсутствием в решении Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.12.2003 по делу
N А07-15247/03-А-ИУС, на которое ссылается в своих заявлениях налогоплательщик, ссылки на факт излишне начисленного обществу НДС за указанные налоговые периоды.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из неправомерности действий инспекции.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, применяя положения п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о пропуске обществом трехлетнего срока для зачета излишне уплаченного НДС за 2000 г. и в удовлетворении этой части заявленных требований отказал, изменив решение суда первой инстанции.

Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными и соответствуют материалам дела.

Согласно ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику на основании его письменного заявления по решению налогового органа в порядке, предусмотренном данной статьей. В определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно.

При этом заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 названного Кодекса).

Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее.

Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.

Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.

Исходя из изложенного и учитывая, что Кодексом право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами
(не считая года ее проведения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.

Поэтому вывод суда апелляционной инстанции об обязанности соблюдения налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления в налоговый орган, предусмотренного п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, по его требованию о зачете излишне уплаченных сумм, является правильным.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 21.06.2001 N 173-О, норма п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом апелляционной инстанции на основании положений ст. 52 и гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка доводам налогоплательщика о моменте, когда он должен был узнать о наличии переплаты по НДС и возможности возврата либо зачета соответствующей суммы налога, и установлено, что обществом нарушен трехлетний срок обращения с требованием о зачете налога.

Оснований для переоценки этих выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 и ч.
2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

При таких обстоятельствах в силу п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении требования о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе в проведении зачета излишне уплаченного НДС за 2000 г. в сумме 51357 руб.

С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2005 по делу N А07-25360/04 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Магазин “Пионер“ - без удовлетворения.

Председательствующий

СУХАНОВА Н.Н.

Судьи

КРЮКОВ А.Н.

СЛЮНЯЕВА Л.В.