Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 10.05.2005 N Ф09-1845/05-С7 по делу N А47-10470/04 Поскольку законодательство не устанавливает сроков представления отдельной декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке ноль процентов в случае отсутствия у налогоплательщика документов, подтверждающих правомерность применения этой ставки, то вывод суда об отсутствии в действиях общества признаков налогового правонарушения является правомерным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 мая 2005 года Дело N Ф09-1845/05-С7“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Жаворонкова Д.В., судей Анненковой Г.В., Глазыриной Т.Ю. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции от 13.10.2004 и постановление суда апелляционной инстанции от 07.02.2005 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-10470/04.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Инспекция обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Форвард“ (далее -
общество) налоговой санкции, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции от 13.10.2004 (судья Сиваракша В.И.) в удовлетворении заявленных требований инспекции отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.02.2005 (судьи Мохунов В.И., Галиаскарова З.И., Деревягина Л.А.) решение оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральной арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм материального права.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки декларации общества по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% за 3-й квартал 2003 г. составлена докладная записка (акт) от 31.03.2004 и принято решение от 08.04.2004 N 08-31/7772 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 100 руб. за нарушение срока представления налоговой декларации.

Поскольку требование от 13.04.2004 N 1380 об уплате налоговой санкции обществом в добровольном порядке не исполнено, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды исходили из отсутствия в действиях общества признаков состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 указанного Кодекса, и неправомерности действий инспекции.

Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое указанным Кодексом установлена ответственность.

Пункт 1 ст. 119 названного Кодекса предусматривает ответственность налогоплательщиков за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах
срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Общий срок представления деклараций по налогу на добавленную стоимость указан в п. 5 и 6 ст. 174 данного Кодекса - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, который устанавливается указанными нормами и нормами ст. 163 Кодекса как календарный месяц либо квартал, если иное не предусмотрено гл. 21 Кодекса.

Так, законодателем предусмотрены специальные сроки представления отдельной налоговой декларации по операциям реализации товаров (работ, услуг), вывезенных в таможенном режиме экспорта, в случае применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% (п. 6 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом в силу подп. 1 п. 2 ст. 151, подп. 1 п. 1 ст. 164, п. 10 ст. 165, п. 3 ст. 172, п. 4 ст. 176 названного Кодекса данная налоговая ставка может применяться, а указанная отдельная налоговая декларация должна представляться в налоговый орган при условии наличия у налогоплательщика полного пакета документов, предусмотренных ст. 165 данного Кодекса.

Соответственно, непредставление налоговому органу указанного пакета документов исключает возможность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0%, а с учетом смысла нормы п. 6 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, отсылающего к подп. 1 п. 1 этой же статьи, отдельная налоговая декларация при этом не представляется. Следовательно, такое непредставление названных документов и декларации не является налоговым правонарушением, предусмотренным ст. 119 указанного Кодекса, но имеет другие правовые последствия: влечет начисление и уплату налога в сумме, определяемой в порядке, предусмотренном ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации, по установленным законом ставкам.

Такое толкование вышеназванных норм также корреспондируется с нормой п. 9 ст. 167 данного Кодекса, регламентирующей момент
определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), вывезенных в таможенном режиме экспорта.

В соответствии с п. 9 и 10 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы (их копии), указанные в п. 1 - 5 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками одновременно с налоговой декларацией в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов). Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, соответственно, 10 или 18%. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 указанного Кодекса.

Таким образом, поскольку законодательство о налогах и сборах не устанавливает сроков представления отдельной декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% в случае отсутствия у налогоплательщика документов, подтверждающих правомерность применения этой ставки, то вывод арбитражных судов об отсутствии в действиях общества признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, является правомерным.

Доводы инспекции подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 13.10.2004 и постановление
суда апелляционной инстанции от 07.02.2005 по делу N А47-10470/04 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ЖАВОРОНКОВ Д.В.

Судьи

АННЕНКОВА Г.В.

ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.