Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2006, 30.03.2006 N 09АП-2137/2006-ГК по делу N А40-75458/05-2-485 Суд удовлетворил требование об обязании совершить действия по возврату денежных средств, уплаченных в федеральный бюджет в качестве задатка за участие в конкурсе на право аренды участка лесного фонда, т.к. возврат денежных средств должен быть произведен налоговым органом в течение месяца со дня подачи соответствующего заявления.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

27 марта 2006 г. Дело N 09АП-2137/2006-ГК30 марта 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2006.

Полный текст постановления изготовлен 30.03.2006.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Л., судей К., С., при ведении протокола судебного заседания председательствующим, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО “Антар“ на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2006 по делу N А40-75458/05-2-485, принятое судьей М. по иску ООО “Антар“ к ИФНС России N 6 по городу Москве об обязании совершить действия по возврату денежных средств из федерального бюджета, третье лицо Федеральное агентство
лесного хозяйства, при участии: от истца: П. по дов. от 14.12.2005; от ответчика: А. по дов. от 14.06.2005; от третьего лица: Г. по дов. от 14.03.2006 N ВР-03-28/1445

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “Антар“ (далее - ООО “Антар“) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ИФНС России N 6 по городу Москве об обязании совершить действия по возврату денежных средств в размере 425102 руб., уплаченных в федеральный бюджет в качестве задатка за участие в конкурсе на право аренды участка лесного фонда.

Решением от 31.01.2006 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением от 31.01.2006, ООО “Антар“ обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы заявитель указал, что платеж, перечисленный истцом за участие в конкурсе на право аренды участков лесного фонда, является налоговым платежом, и в соответствии с главой 12 частью 1 Налогового кодекса РФ вопрос о возврате указанного платежа должен рассматриваться налоговым органом по месту учета истца.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель третьего лица поддержал позицию истца, представитель ответчика против доводов жалобы возражал по мотивам, изложенным в письменных объяснениях.

Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, третьего лица, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Московской области был
объявлен открытый конкурс на право аренды участка лесного фонда Баковского лесопарка, проведение которого назначено на 24.06.2004.

В соответствии с условиями конкурса ООО “Антар“ за участие в конкурсе платежным поручением от 22.06.2004 N 1 уплатило задаток в размере 425102 руб. на специальный счет федерального бюджета.

В качестве участника конкурса ООО “Антар“ не был зарегистрирован и не допущен к его участию, в связи с чем, он обратился в Минфин России с заявлением о возврате указанной суммы задатка.

Письмом от 05.04.2005 N 09-03-02/2-25 Минфин России уведомил истца о том, что платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в 2004 году были отнесены к налоговым платежам, возврат излишне уплаченного налога должен рассматриваться налоговым органом по месту учета налогоплательщика в соответствии с порядком, определенным гл. 12 части первой НК РФ (л.д. 25).

ООО “Антар“ состоит на налоговом учете в ИФНС России N 6 по городу Москве, что подтверждается свидетельством о постановке на налоговый учет от 31.05.2004 (л.д. 20).

ООО “Антар“ обратилось в ИФНС России N 6 по городу Москве с заявлением от 29.06.2005 о возврате денежных средств (налоговых платежей), уплаченных в качестве задатка за участие в конкурсе.

Письмом от 22.07.2005 N 05-08/1161 ИФНС России N 6 по городу Москве уведомила заявителя об отказе в возврате указанной суммы задатка, указав, что у него отсутствуют основания для возврата такого платежа, поскольку данным карточки лицевого счета истца, открытие лицевого счета по данному коду не производилось, а также указал не необходимость подачи заявления относительно возврата средств в ИФНС по городу Одинцово, которое являлось получателем такого платежа.

ИФНС РФ
по городу Одинцово на запрос истца письмом от 08.11.2005 N 09/12287 в возврате платежа отказала, указав, что администратором такого платежа в настоящее время является Федеральное агентство лесного хозяйства, соответственно оно и должно производить возврат платежа (л.д. 29), в свою очередь Федеральное агентство лесного хозяйства ранее письмом от 17.05.2005 N АА-05-472477 (л.д. 30) в ответ на соответствующее заявление указало на необходимость обращения по данному вопросу в налоговый орган.

Отказывая в иске, суд первой инстанции сослался на то, что по коду бюджетной классификации денежная сумма, перечисленная истцом в качестве задатка за участие в конкурсе на право аренды участков лесного фонда, относится к арендной плате за пользование лесным фондом и согласно Приложению 11.1 к Федеральному закону “О бюджетной классификации Российской Федерации“ от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции ФЗ от 22.12.2005 N 176-ФЗ) администратором платежей за пользование лесным фондом является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Между тем, такой вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным, поскольку в соответствии со ст. 14 ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ платежи в 2004 году платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, были отнесены к налоговым платежам.

Федеральным законом от 23.12.2004 N 174-ФЗ, введенным в действие 27.12.2004, Федеральное агентство лесного хозяйства определено администратором поступлений в бюджеты РФ в части платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.

Федеральным законом от 22.12.2005 N 176-ФЗ, введенным в действие 26.12.2005, Федеральное агентство лесного хозяйства (ФАЛХ) определено администратором поступлений в бюджеты РФ в части платежей за пользование
лесным фондом и лесами иных категорий.

Денежные средства, уплаченные ООО “Антар“ в качестве задатка за участие в конкурсе на право аренды участка лесного фонда, зачислены УФК по Московской области на балансовый счет 40101 по коду бюджетной классификации 1050402 “арендная плата за пользование лесным фондом, в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, зачисляемая в федеральный бюджет“.

В соответствии с п. 13 ст. 13 НК РФ с 01.01.2005 платежи за лесные ресурсы имеют статус неналоговых.

Суд первой инстанции не указал, почему он применил к налоговому платежу, произведенному истцом 22.06.2004, норму Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ, определившего ФАЛХ администратором поступлений в бюджеты РФ неналоговых платежей за пользование лесным фондом и лесами иных категорий.

Истец в 2004 году платил “за пользование лесным фондом, в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню“, с 26.12.2005 ФАЛХ является администратором поступлений в бюджеты РФ неналоговых платежей “за пользование лесным фондом и лесами иных категорий“.

Правовой режим неналогового платежа “за пользование лесным фондом и лесами иных категорий“ не соответствует правовому режиму налогового платежа “за пользование лесным фондом, в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню“, отождествление указанных платежей произведено судом первой инстанции необоснованно.

ФАЛХ как администратор поступлений в бюджеты РФ неналоговых платежей за пользование лесным фондом и лесами иных категорий не имеет полномочий по возврату налогового платежа, администрирование которого осуществлялось и осуществляется в настоящее время налоговыми органами.

Доводы ИФНС N 6 сводятся к возложению обязанности по возврату взыскиваемой суммы на орган власти, не имеющий в силу НК РФ отношения к возврату платежей, правовой режим которых как налоговых был
определен ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ и Письмом Минфина России от 05.04.2005 N 09-03-02/2-25.

Согласно ст. 4 ФЗ от 22.12.2005 N 176-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации“ его действие распространяется на отношения, возникающие при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2006 год, поэтому Федеральное агентство лесного хозяйства является администратором поступлений в бюджеты РФ и лицом, осуществляющим принятие решений о возврате излишне уплаченных неналоговых платежей в бюджет, начиная с бюджетов на 2006 год.

Вопросы возврата излишне уплаченного в 2004 году налога подлежат рассмотрению налоговым органом по месту учета налогоплательщика в соответствии с порядком, предусмотренным главой 12 части 1 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ возврат денежных средств должен быть произведен налоговым органом в течение месяца со дня подачи соответствующего заявления.

Отказ ИФНС N 6 по городу Москве в возврате налога является незаконным.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции на основании п. 2 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении иска.

В соответствии со статьями 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2006 по делу N А40-75458/05-2-485 отменить.

Обязать Инспекцию ФНС N 6 по городу Москве совершить действия по возврату ООО “Антар“ денежных средств в размере 425102 руб., уплаченных в федеральный бюджет в качестве задатка за участие в конкурсе на право аренды участка лесного фонда.

Возвратить ООО “Антар“ 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению
от 25.11.2005 N 71 (2000 руб.) и квитанции от 16.02.2006 СБ7977/0668 (1000 руб.).

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок.