Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 06.04.2005 N Ф09-1240/05-АК по делу N А60-40117/04 Поскольку общество принимало авансовые платежи от дольщиков во исполнение договоров долевого строительства, передача имущества, носящая инвестиционный характер, не признается реализацией товаров, работ или услуг, поэтому отсутствуют основания для привлечения общества к ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 2005 года Дело N Ф09-1240/05-АК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области (правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Свердловской области; далее - инспекция) на решение суда первой инстанции от 29.12.2004 и постановление суда апелляционной инстанции от 04.02.2005 (резолютивная часть от 03.02.2005) Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-40117/04.

В судебном заседании приняли участие представители: инспекции - Назаров Е.В. (доверенность от 17.01.2005 N 11/01); открытого акционерного общества “Уралтяжтрубстрой“ (далее - общество) - Кузина О.А. (доверенность от
24.12.2004 N 15).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда первой инстанции от 29.12.2004 заявление удовлетворено.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.02.2005 (резолютивная часть от 03.02.2005) решение оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неприменение судом Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ к отношениям, возникающим у участников долевого строительства при внесении денежных сумм за выполнение работ по строительству.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена проверка полноты оприходования в кассу общества наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в период с 05.09.2003 по 16.11.2004.

По результатам проверки установлен факт оприходования в кассу общества 610000 руб., которые являются вкладом физических и юридических лиц в долевом участии в строительстве квартир в 10-этажном жилом доме, без применения контрольно-кассовой техники.

По данному нарушению составлены акт проверки от 30.11.2004 N 13/1148, протокол об административном правонарушении от 06.12.2004 N 129.

На основании материалов проверки инспекцией вынесено постановление от 08.12.2004 N 66250158П о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.

Считая
указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявление, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях общества, совершаемых при приеме денежных средств по договору участия в долевом строительстве.

Вывод судов является правильным.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Согласно ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли, либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечет привлечение к административной ответственности.

В ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ наличные денежные расчеты определены как расчеты, произведенные с использованием средств наличного платежа за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 39 Налогового кодекса Российской Федерации, а не статья 38.

Однако из положений Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 38) следует, что реализацией товаров, работ, услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг, а передача имущества, носящая инвестиционный характер, не признается реализацией товаров, работ
или услуг.

Материалами дела подтверждено, что общество принимало авансовые платежи от дольщиков во исполнение договоров долевого строительства, поэтому судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано на отсутствие состава (события) вменяемого административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с данным Кодексом.

Поскольку спорное правонарушение совершено до вступления в законную силу Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, которым установлено применение к договору о долевом строительстве законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, а также поскольку действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу данного Федерального закона, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 29.19.2004 и постановление суда апелляционной инстанции от 04.02.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-40117/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 10 по Свердловской области - без удовлетворения.