Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 24.01.2005 N Ф09-4504/04-ГК по делу N А71-168/2004 Источником финансирования расходов, связанных, в том числе, с предоставлением льгот в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, является федеральный бюджет, и возмещение указанных расходов осуществляется путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на безвозмездной и безвозвратной основе, носящих целевой характер.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 24 января 2005 года Дело N Ф09-4504/04-ГК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики на решение от 13.10.2004 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-168/2004 по иску Муниципального некоммерческого учреждения “Единая служба муниципального заказчика Камбарского района“ к Министерству финансов Удмуртской Республики, третьи лица: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Администрация Камбарского района в лице отдела
социальной защиты населения, Министерство финансов РФ, о взыскании 4149592 руб. 37 коп.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

В судебном заседании приняли участие представители: истца - Данилов В.А., директор, удостоверение N 025 от 19.10.2001; ответчика - Антонова О.Ю., начальник сектора судебной практики, правового консультирования и казначейского исполнения бюджета УР юридического управления, доверенность N 7 от 11.01.2005; МСЗН УР - Микрюкова О.Н., начальник юридического отдела, доверенность N 29 от 28.08.2004.

МНУ “Единая служба муниципального заказчика Камбарского района“ обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Министерству финансов Удмуртской Республики, третье лицо: Министерство социальной защиты населения УР, о взыскании 4149592 руб. 37 коп. в возмещение убытков, вызванных недофинансированием расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением инвалидам и ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2001 - 2003 годах.

Определениями от 08.06.2004, от 23.06.2004 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Камбарского района в лице отдела социальной защиты населения, Министерство финансов РФ.

Решением от 13.10.2004 с казны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики в пользу МНУ “Единая служба муниципального заказчика Камбарского района“ взыскано 4149592 руб. 37 коп. убытков, в том числе в связи с предоставлением льгот, согласно ФЗ “О ветеранах“, в сумме 3271606 руб. 75 коп., в связи с предоставлением льгот, согласно ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в сумме 877985 руб. 62 коп.

В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.

Министерство финансов Удмуртской Республики с решением не согласно, просит его отменить, в иске отказать. Обжалуя судебный акт, Министерство ссылается на неправильное толкование судом п.
п. 17 - 18 ст. 4, п. п. 14 - 15 ст. 5, ст. 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Заявитель полагает, что судом не учтены положения ст. 33 Закона УР “О бюджете Удмуртской Республики на 2001 год“ и Порядка финансирования в 2001 году расходов, связанных с реализацией федеральных законов “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ в Удмуртской Республике за счет средств федерального бюджета“ (утв. Постановлением Правительства УР от 19.01.2001 N 88), действовавшего и в 2002 - 2003 годах, а также законов УР о бюджете на 2001, 2002, 2003 годы, в соответствии с которыми финансирование ответчиком указанных расходов за счет выделенных средств федерального бюджета в 2001 - 2003 годах произведено через Минсоцзащиты населения УР в полном объеме. Также заявитель ссылается на неправильное применение судом п. 5 ст. 83, п. 2 ст. 180, ст. 239 БК РФ и на необоснованное неприменение ст. ст. 2, 3 БК РФ, ст. 7 ФЗ “О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации“. Минфин УР считает, что ст. 1069 ГК РФ при рассмотрении настоящего дела неприменима, состав гражданского правонарушения отсутствует. Взыскание расходов с Минфина УР как представителя казны Удмуртской Республики неправомерно, надлежащим ответчиком является Минсоцзащиты населения УР. По мнению Минфина УР, судом неправильно применены нормы о праве субъекта РФ вносить изменения в размеры субсидий и субвенций, выделяемых из федерального фонда компенсаций. Вывод суда о том, что Удмуртской Республикой не разработан порядок возмещения расходов от предоставления льгот, как утверждает заявитель, не соответствует материалам дела
и действующему законодательству.

Законность судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, МНУ “Единая служба муниципального заказчика Камбарского района“ в период 2001 - 2003 годы предоставляло ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в муниципальном жилом фонде, льготы в размере 50% по квартирной плате и оплате коммунальных услуг в соответствии со списком, согласованным с отделом социальной защиты Администрации Камбарского района.

В соответствии с договорами на возмещение расходов от предоставления льгот, заключенными истцом с Администрацией Камбарского района и отделом социальной защиты населения Камбарского района, и предъявленными МНУ “Единая служба муниципального заказчика Камбарского района“, счетами-фактурами истцу были возмещены расходы в пределах выделенных лимитов.

В возмещении льгот, предоставленных во исполнение ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ на сумму 877985 руб. 62 коп., а также на основании ФЗ “О ветеранах“ на сумму 3271606 руб. 75 коп., истцу отделом социальной защиты населения Администрации Камбарского района было отказано со ссылкой на превышение объемов установленных лимитов средств бюджета Удмуртской Республики. Указанное послужило основанием для обращения МНУ “Единая служба муниципального заказчика Камбарского района“ с настоящим иском на основании ст. ст. 15, 309, 1069, 1071 ГК РФ.

Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что факт недофинансирования расходов на реализацию льгот в 2001 - 2003 годах в размере взыскиваемых сумм подтвержден материалами дела. Финансирования, произведенного в пределах выделенных лимитов, выделенных на эти цели из федерального бюджета, оказалось недостаточно для полной компенсации истцу расходов, понесенных во исполнение требований федеральных законов “О ветеранах“, и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“;
указанные суммы составляют убытки истца и подлежат возмещению.

Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), расходы на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должны возмещаться за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Порядок возмещения указанных расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ, при этом расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение (п. 2 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“).

Таким образом, поскольку непосредственный источник финансирования расходов, понесенных в связи с предоставлением указанных льгот, законом определен (средства бюджетов субъектов РФ), финансирование в полном объеме уполномоченными финансовыми органами УР не произведено, судом обоснованно удовлетворены исковые требования в части взыскания денежных средств в сумме 3271606 руб. 75 коп. в возмещение расходов по реализации истцом в 2001 - 2003 годах льгот по ФЗ “О ветеранах“.

В указанной части решение является законным и обоснованным.

Взыскивая с Министерства финансов УР за счет казны УР суммы в возмещение расходов на предоставление льгот на основании ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ суд исходил из того, что в бюджетах Удмуртской Республики на 2001 - 2003 годы выделение собственных средств субъекта Российской Федерации на реализацию указанных законов не предусмотрено. Право направлять представления в Правительство РФ об увеличении размеров субсидий и субвенций, предусмотренных из Фонда компенсаций, формируемого для реализации Закона РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (ст. 55 ФЗ от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“, ст. 53 ФЗ “О федеральном бюджете на 2003
год“), реализовано лишь дважды (письма от 17.10.2002 N 02-15, от 18.10.2002 N 02-15). Кроме того, Удмуртской Республикой в нарушение п. 16 Постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 не разработан порядок возмещения расходов от льгот, предоставляемых на основании ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в рамках жилищного фонда, находящегося в собственности субъектов РФ и соответствующих муниципальных образований.

На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что не заложив в бюджет Удмуртской Республики на 2001 - 2003 годы средства на возмещение расходов от льгот, предоставляемых на основании ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, и не приняв достаточных мер к получению дополнительных ресурсов на их реализацию из федерального бюджета, орган государственной власти УР допустил бездействие, которое привело к возникновению убытков у истца.

В соответствии со ст. 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилых помещений (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 “О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг“ (п. 16), расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, возмещаются:

- по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета;

- по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду в порядке, установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией
льгот, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 “О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, действие которого продлено на 2002 - 2003 годы (Постановления Правительства РФ от 28.02.2002 N 137 и от 10.02.2003 N 85), а также Постановлением Правительства УР N 88 от 19.01.2001 “О порядке финансирования в 2001 году расходов, связанных с реализацией федеральных законов “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в РФ“, “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ в Удмуртской Республике за счет средств федерального бюджета“, принятым на основании ст. 33 Закона УР “О бюджете Удмуртской Республики на 2001 год“ (с учетом Постановления Правительства УР от 15.02.2002 N 173). Согласно указанным нормативным актам, средства на реализацию льгот по ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ выделяются из федерального бюджета и отражаются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации по коду “субсидии“. Финансирование указанных расходов осуществляется Министерством финансов УР через Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики за счет средств федерального бюджета.

Придя к выводу о том, что источником финансирования понесенных истцом расходов при предоставлении льгот по ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в силу норм федерального законодательства является федеральный бюджет, и что орган государственной власти Удмуртской Республики обращался к Правительству РФ за изменением размера субсидий и направлении сэкономленных средств для погашения расходов, понесенных в связи с предоставлением указанных льгот, суд не обосновал своих выводов о бездействии финансовых органов УР, повлекшем возникновение обязанности по компенсации понесенных
истцом расходов в полном объеме за счет средств казны Удмуртской Республики.

Статьей 15.6 закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования оплаты жилья и коммунальных услуг“ предусмотрено, что источником финансирования расходов, связанных, в том числе, с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, является федеральный бюджет, и возмещение указанных расходов осуществляется путем предоставления бюджетам субъектов РФ субвенций на безвозмездной и безвозвратной основе, носящих целевой характер (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Ст. 53 ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ было предусмотрено выделение субвенций на финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Закон о бюджете принимается на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (ч. 2 ст. 5, ст. 12 Бюджетного кодекса РФ).

В этой связи суду следовало рассмотреть доводы Министерства финансов УР о том, что расходы истца, понесенные в связи с реализацией в 2003 году льгот в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, в связи с чем убытки, возникшие в связи с недофинансированием указанных расходов, не подлежат взысканию за счет средств казны УР.

Поскольку имеющие значение для дела обстоятельства в полном объеме не установлены (ч. 1 ст. 168 АПК РФ), решение подлежит отмене в части взыскания с казны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики убытков в связи с предоставлением
льгот, согласно ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Дело в этой части следует передать на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо на основании анализа прав и обязанностей участников дела, с учетом распределения бремени доказывания, установить и оценить имеющие значение для дела обстоятельства и разрешить спор на основе правильного применения норм материального и процессуального права. Исходя из результатов рассмотрения спора суду также следует распределить судебные расходы.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13.10.2004 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-168/2004 отменить в части взыскания с казны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск, в пользу Муниципального некоммерческого учреждения “Единая служба муниципального заказчика Камбарского района“, г. Камбарка Удмуртской Республики, ул. Советская, 27, 877985 руб. 62 коп. убытков в связи с предоставлением льгот, согласно ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, и распределения судебных расходов.

В указанной части дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.

В части взыскания с казны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск, в пользу Муниципального некоммерческого учреждения “Единая служба муниципального заказчика Камбарского района“, г. Камбарка Удмуртской Республики, ул. Советская, 27, 3271606 руб. 75 коп. убытков в связи с предоставлением льгот, согласно ФЗ “О ветеранах“, решение оставить без изменения.