Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2006, 28.03.2006 по делу N А40-1027/06-65-11 Суд удовлетворил исковые требования о взыскании убытков, связанных с предоставлением ветеранам льгот по оплате услуг связи, так как материалами дела подтверждены предоставленные услуги связи, льготы по которым остались непокрытыми.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 марта 2006 г. Дело N А40-1027/06-65-1128 марта 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2006 г.

Решение в полном объеме изготовлено 28 марта 2006 г.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи К.В.П., при ведении протокола судебного заседания судьей К.В.П., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества “Уралсвязьинформ“ к Министерству труда и социального развития РФ, третьи лица - Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство социальной защиты населения Свердловской области, о взыскании 24174710,24 руб., при участии: от истца - К.И.В. по доверенности от 22.12.05, паспорт N 65 02 441012 от
21.12.01, от третьих лиц - от Министерства здравоохранения - С. по доверенности от 14.07.05, удостоверение N 452 от 01.11.04, от Минфина РФ - К.Н.С. по доверенности от 21.02.06, удостоверение N 5614 от 12.11.04,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен о взыскании с Министерства труда и социального развития РФ 24174710,24 руб. убытков, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате услуг связи в 2002 г.

Ответчик и третье лицо: Министерство социальной защиты населения Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в их отсутствие в порядке ст. 156 АПК РФ.

Третьи лица: Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство финансов РФ просили в иске отказать, поскольку истцом частично требования заявлены за пределами срока исковой давности, считают, что Министерство труда и социального развития РФ является ненадлежащим ответчиком по делу.

Выслушав представителей истца, третьих лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с нормами ФЗ “О связи“ и ФЗ “О ветеранах“ возмещение понесенных операторами связи расходов, связанных с предоставлением ветеранам льгот по оплате установки телефона и его использованию, производится за счет средств федерального бюджета, при этом в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963, действие которых пролонгировано на 2002 г. Постановлением Правительства РФ от 28.02.02 N 137, финансирование расходов производится через Министерство труда и социального развития РФ, которое обязано на основании бюджетных заявок органов социальной защиты населения, производить распределение денежных средств по получателям.

Федеральным законом “О ветеранах“ установлен круг лиц,
которым предоставляются права и льготы. Согласно пп. “в“ п. 1 ч. 1 ст. 10 указанного Закона к таким расходам относятся расходы по оплате установки телефонов и оплате абонентской платы за услуги связи.

Министерство труда и социального развития РФ относится к федеральным органам исполнительной власти, не имеющим своих территориальных органов. Согласно п. 2 Правил, финансирование расходов, понесенных операторам связи, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных ответчику на реализацию льгот ветеранам и инвалидам. В соответствии с п. 3 Правил орган социальной защиты населения субъекта РФ направляет в Министерство труда и социального развития РФ бюджетные заявки, в которых указана потребность в бюджетных ассигнованиях на возмещение операторам связи расходов. Министерством социальной защиты населения Свердловской области письмом от 15.10.01 N 4-66 направлена уточненная заявка, в которой указана потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию федеральных полномочий по льготам, установленным ФЗ “О ветеранах“ на 2002 г.

В соответствии с п. 5 Правил орган социальной защиты населения субъекта РФ и оператор связи ежемесячно проводят проверку списков ветеранов, по результатам которой составляется акт, подтверждающий объем оказанных услуг и сумму, подлежащую компенсации. Основанием для получения средств федерального бюджета оператором связи является заключенный договор.

В 2002 г. ОАО “Уралсвязьинформ“ заключил договоры с органами социальной защиты населения г. Екатеринбурга и Свердловской области.

Ежемесячно между истцом и органами социальной защиты населения Свердловской области составлялись акты сверок, в которых определена сумма предоставленных услуг связи в 2002 г. Заверенные копии актов приобщены к материалам дела. Истцом в 2002 г. по ФЗ “О ветеранах“ оказано услуг на сумму 35076252,39 руб. В порядке возмещения понесенных расходов истцу перечислена сумма 10901542,20
руб.

Истец является коммерческой организацией (оператором связи), основным видом деятельности, которой является оказание услуг связи населению на платной основе.

Таким образом, истец, обеспечивая выполнение обязательств, принятых на себя государством и закрепленных в ФЗ “О ветеранах“, понес убытки в размере 24174710,24 руб., которые подлежат возмещению в соответствии со ст. ст. 8, 15 ГК РФ, ст. ст. 5, 30 ФЗ от 16.02.95 N 15-ФЗ “О связи“.

Бюджетный кодекс РФ относит Министерство труда и социального развития РФ к главным распорядителям бюджетных средств.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 3, 7 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963, а не пункт 3.7.

Поскольку в п. 3.7 Правил определено, что Министерство труда и социального развития РФ в соответствии с полученными от органов социальной защиты населения бюджетными заявками распределяет ассигнования по субъектам Российской Федерации и осуществляет контроль за использованием выделенных из федерального бюджета средств, поэтому ответчик и является обязанным по возмещению понесенных истцом убытков в силу норм ст. ст. 8, 15, 309, 393 ГК РФ, а также норм ФЗ “О ветеранах“. В 2002 г. Министерство труда и социального развития РФ не приняло надлежащих мер к компенсации расходов ОАО “Уралсвязьинформ“, в результате чего расходы оператора связи возмещены частично, а убытки за 2002 г. составили 24174710,24 руб.

В соответствии со ст. ст. 228, 233 Бюджетного кодекса РФ главные распорядители денежных средств уполномочены перемещать до 5% бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств. Доказательств принятия Министерством труда
РФ мер по изменению бюджетной росписи о перемещении денежных средств по всему разделу социальной политики не представлено. Также как не представлено Министерством доказательств недофинансирования из федерального бюджета.

Таким образом, Министерство труда и социального развития РФ не доказало отсутствие возможности реализации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Постановлением Правительства от 15.12.2000 N 963 своих полномочий в целях предотвращения либо уменьшения размера материального ущерба.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что невыполнение Министерством труда социального развития РФ обязанностей привело к возникновению у ОАО “Уралсвязьинформ“ убытков.

Госпошлина подлежит возвращению истцу из федерального бюджета, поскольку ответчик освобожден от уплаты госпошлины на основании ст. 333.35 НК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 15, 393 ГК РФ, ст. ст. 65, 67, 68, 75, 167 - 171, 176 АПК РФ суд

РЕШИЛ:

взыскать с Министерства труда и социального развития РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества “Уралсвязьинформ“ 24174710 (двадцать четыре миллиона сто семьдесят четыре тысячи семьсот десять) руб. 24 коп. убытков.

Возвратить Открытому акционерному обществу “Уралсвязьинформ“ из доходов федерального бюджета госпошлину по иску в размере 100000 (сто тысяч) руб., уплаченную по платежному поручению N 9696 от 20.12.05.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.