Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.11.2005 N А43-6969/2005-22-165 Исковые требования о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг, удовлетворены за счет казны субъекта РФ, т.к. со стороны областного бюджета имело место недофинансирование спорных расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 11 ноября 2005 года Дело N А43-6969/2005-22-165“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Прониной С.А., судей Каширской Н.А., Синякиной Т.В., при участии представителя от Правительства Нижегородской области Горячкиной Т.А. по доверенности от 22.08.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Нижегородской области, Нижний Новгород, на решение от 09.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 10.08.2005 по делу N А43-6969/2005-22-165 Арбитражного суда Нижегородской области, принятые судьями Корнеевой Л.А., Войновым С.А., Прохоровой Л.В., Игнатьевой О.В., по иску муниципального предприятия “Теплоэнерго“, Нижний Новгород, к Министерству финансов Нижегородской области, Нижний Новгород, Правительству Нижегородской области,
Нижний Новгород, департаменту финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода, министерству труда и социальной защиты Нижегородской области, Нижний Новгород, администрации города Нижнего Новгорода, администрации Канавинского района Нижнего Новгорода, о взыскании 7519472 рублей 44 копеек и

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие “Теплоэнерго“ (далее - МП “Теплоэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о взыскании 7519472 рублей 44 копеек расходов по предоставлению в 2004 году отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ (далее - Закон “О ветеранах“).

Свои требования истец мотивировал неполным возмещением расходов за предоставленные ветеранам льготы на основании договора от 31.12.2004 N 33, заключенного с администрацией Канавинского района Нижнего Новгорода (далее - администрация Канавинского района), в соответствии с Законом “О ветеранах“.

Решением от 09.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.08.2005, суд взыскал с министерства финансов Нижегородской области за счет средств областного бюджета в пользу МП “Теплоэнерго“ 5280660 рублей 13 копеек убытков, исключив из суммы, предъявленной истцом к возмещению, налог на добавленную стоимость. В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам отказал. При этом суд первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 10 Закона “О ветеранах“ и статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что причиной возникновения убытков явилось недостаточное финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот из областного бюджета.

Не согласившись с состоявшимися решением и постановлением, Министерство финансов Нижегородской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новый акт об отказе в удовлетворении иска
за счет казны Нижегородской области.

Лицо, подавшее жалобу, считает, что при определении источника финансирования льгот суду следовало применить пункт 2 статьи 10 Закона “О ветеранах“, из содержания которого следует, что в конечном итоге расходы возмещаются из федерального бюджета.

Заявитель, ссылаясь на статью 10 названного Закона, указывает на то, что суд не учел противоречие данной нормы принятому позднее Бюджетному кодексу Российской Федерации и вопреки принципу самостоятельности бюджетов не применил пункт 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По утверждению Министерства финансов Нижегородской области вывод суда о бездействии субъекта Российской Федерации при исполнении обязательств по компенсации затрат ветеранам неправомерен, поскольку расходы на реализацию Закона “О ветеранах“ в состав федерального бюджета в Законе “О федеральном бюджете на 2004 год“ не утверждались. Нижегородская область добровольно приняла на себя бюджетные обязательства и исполняла их в пределах своих финансовых возможностей. Таким образом, недофинансирование расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства, в том числе убытки истца, по оплате льгот ветеранам за 2004 год явились следствием бездействия Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Министерства финансов Российской Федерации.

Кассационная жалоба на решение и постановление Арбитражного суда Нижегородской области по данному делу рассмотрена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель жалобы и администрация Канавинского района Нижнего Новгорода просили рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своих представителей. Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода и МП “Теплоэнерго“, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.

Правительство Нижегородской области в отзыве и устно в судебном заседании поддержало доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Департамент финансов и
налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода и администрация Канавинского района Нижнего Новгорода в отзывах просили оставить в силе обжалуемые судебные акты, как законные и обоснованные.

Исследовав доводы участвующих в деле лиц и материалы дела, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из имеющихся в деле документов, МП “Теплоэнерго“ и администрация Канавинского района города Нижнего Новгорода в лице управления по труду и социальной защите заключили договор от 13.02.2004 N 33 о предоставлении в 2004 году льгот за коммунальные услуги в соответствии с Законом “О ветеранах“ и иными законами.

По условиям договора, МП “Теплоэнерго“ обязалось обеспечивать предоставление льгот ветеранам по оплате за жилищно-коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение, а администрация - составлять акты сверки взаимных расчетов и при перечислении средств из федерального или областного бюджетов производить расчеты за предоставленные льготы. Согласно пункту 2.1 договора стоимость договора определяется в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных управлению по труду и социальной защите населения администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода на 2004 год.

Во исполнение договора от 13.02.2004 N 33 истец в течение 2004 года предоставил ветеранам льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на общую сумму 14676658 рублей 49 копеек за счет собственных средств. Управление по труду и социальной защите населения администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода возместило МП “Теплоэнерго“ 7157186 рублей 05 копеек, что подтверждено актом сверки расчетов по состоянию на 01.01.2005.

Невозмещение из бюджета расходов по предоставлению льгот ветеранам в размере 7519472 рублей 44 копеек послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В Законе Нижегородской области от 30.12.2003 N 125-З “Об
областном бюджете на 2004 год“ утверждены лимиты на жилищно-коммунальные услуги. Объем лимитов по Канавинскому району по Закону “О ветеранах“ составил 27478800 рублей. Фактическое финансирование произведено на сумму 21393509 рублей 42 копейки.

Судом установлено, что по МП “Теплоэнерго“ лимит соответствовал 9157186 рублям 05 копейкам, а возмещено 7157186 рублей 05 копеек.

Таким образом, задолженность по предоставленным истцом льготам в соответствии с Законом “О ветеранах“ в 2004 году в размере предусмотренного лимита составила 2000000 рублей и сверх лимита - 5519472 рубля 44 копейки.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона “О ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на оплату коммунальных услуг, включая отопление и горячее водоснабжение (подпункт “б“ части 2 пункта 1 статьи 10 Закона “О ветеранах“).

В пункте 2 статьи 10 названного Закона предусмотрено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

Согласно Положению о порядке предоставления льгот категориям ветеранов, утвержденному постановлением Администрации Нижегородской области от 14.04.1998 N 95 “О порядке реализации на территории области Федерального закона “О ветеранах“, расходы на финансирование льгот и преимуществ, установленных Законом “О ветеранах“, ежегодно определяются при формировании областного бюджета и установлении межбюджетных отношений с городами и районами области.

Суд первой и апелляционной инстанций установил, что Нижегородской
областью денежные средства на реализацию данного Закона бюджету Канавинского района выделены не в полном объеме.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Неисполнение Нижегородской областью своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, повлекло возникновение убытков.

Противоправность поведения заключалась в уклонении (бездействии) субъекта Российской Федерации - Нижегородской области - от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес заявитель иска в связи с реализацией установленных законом льгот. Уклонение Министерства финансов Нижегородской области от исполнения своих обязательств усматривается в том, что в законе Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий год предусмотрено недостаточно средств для выплаты компенсации по произведенным истцом затратам.

По правилам статьи 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от их имени выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

При изложенных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленный иск за счет казны Нижегородской области, взыскав убытки с министерства финансов Нижегородской области.

Доводы заявителя жалобы об отсутствии его вины в причинении истцу убытков, связанных с предоставлением льгот ветеранам, отклоняются. На основании закона финансирование расходов на предоставление ветеранам
льгот по оплате коммунальных услуг должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. По причине недостаточного финансирования расходов на реализацию льгот ветеранам затраты истца в полном объеме не были компенсированы.

Ссылка министерства финансов Нижегородской области на противоречие нормы статьи 10 Закона “О ветеранах“ пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса признается несостоятельной, поскольку из содержания названной нормы не следует, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации при самостоятельном установлении расходных обязательств могут не исполнять положения федерального законодательства.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права судом округа не установлено. В силу изложенного кассационная жалоба министерства финансов Нижегородской области удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 1000 рублей и относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 10.08.2005 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-6969/2005-22-165 оставить без изменения, кассационную жалобу министерства финансов Нижегородской области, Нижний Новгород, - без удовлетворения.

Взыскать с министерства финансов Нижегородской области, Нижний Новгород, в доход Российской Федерации 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Арбитражному суду Нижегородской области в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист на взыскание с министерства финансов Нижегородской области, Нижний Новгород, расходов по государственной пошлине.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия.

Председательствующий

ПРОНИНА С.А.

Судьи

КАШИРСКАЯ Н.А.

СИНЯКИНА Т.В.