Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.11.2005 N А43-6967/2005-15-198 Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 11 ноября 2005 года Дело N А43-6967/2005-15-198“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Прониной С.А., судей Каширской Н.А., Синякиной Т.В., при участии представителя от Правительства Нижегородской области Горячкиной Т.А. по доверенности от 22.08.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, на решение от 04.07.2005 по делу N А43-6967/2005-15-198 Арбитражного суда Нижегородской области, принятое судьей Игнатовой И.И., по иску муниципального предприятия “Теплоэнерго“, Нижний Новгород, к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, министерству финансов Нижегородской области, Нижний Новгород, Правительству Нижегородской области, Нижний Новгород, департаменту финансов и налоговой
политики администрации города Нижнего Новгорода, министерству труда и социальной защиты Нижегородской области, Нижний Новгород, администрации города Нижнего Новгорода, администрации Сормовского района Нижнего Новгорода о взыскании 6401627 рублей 91 копейки и

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие “Теплоэнерго“ (далее - МП “Теплоэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о взыскании 6401627 рублей 91 копейки расходов по предоставлению отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг: отоплению и горячему водоснабжению в 2004 году в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“).

Суд, установив факт отсутствия доказательств надлежащего финансирования во исполнение названного нормативного акта, решением от 04.07.2005 взыскал затраты в размере 4077739 рублей 35 копеек с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, исключив из суммы иска налог на добавленную стоимость. В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам отказал.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения от 04.07.2005 не проверялись.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение.

По мнению лица, подавшего жалобу, суд необоснованно руководствовался статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку для возложения ответственности за причинение вреда требуется наличие совокупности всех условий, в том числе вины должностного лица, причинившего вред. Вина Министерства финансов Российской Федерации судом не установлена, так как все средства, предусмотренные законами о федеральном бюджете на соответствующий год в качестве субсидий и субвенций из фонда компенсаций для субъектов Российской Федерации, выделенные Нижегородской области, перечислены в полном
объеме, следовательно, основания для возмещения вреда отсутствуют.

Заявитель, ссылаясь на постановление Администрации Нижегородской области от 23.02.2001 N 42, считает, что отсутствие финансирования из федерального бюджета на возмещение затрат по фактическому предоставлению льгот не является основанием для неисполнения субъектом Российской Федерации обязанности по их возмещению, так как законодательством предусмотрен учет соответствующих затрат во взаимоотношениях с вышестоящими бюджетами. В связи с этим полагает, что надлежащим ответчиком по данной категории споров является Нижегородская область в лице министерства финансов Нижегородской области.

Заявитель также указывает на необоснованность взыскания с него государственной пошлины, ибо Министерство, как орган государственной власти, в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации представляет интересы Российской Федерации.

Кассационная жалоба на решение по данному делу рассмотрена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации, МП “Теплоэнерго“, министерство финансов Нижегородской области, департамент финансов и налоговой политики администрации города, министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, администрация города Нижнего Новгорода, администрация Сормовского района Нижнего Новгорода надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.

Правительство Нижегородской области в отзыве и устно в судебном заседании отклонило жалобу, считая решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом всех обстоятельств дела.

Исследовав доводы кассационной жалобы и материалы дела, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из представленных в дело документов, МП “Теплоэнерго“ и администрация Сормовского района города Нижнего Новгорода заключили договор от 02.03.2004 N 14 о предоставлении льгот за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

По условиям договора, МП
“Теплоэнерго“ обязалось обеспечивать предоставление льгот инвалидам по оплате за жилищно-коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение, а администрация - составлять акты сверки взаимных расчетов и при перечислении средств из федерального или областного бюджетов производить расчеты за предоставленные льготы. Согласно пункту 2.1 договора стоимость договора определяется в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных управлению по труду и социальной защите населения администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода на 2004 год.

Во исполнение договора от 02.03.2004 N 14 истец в течение 2004 года предоставил инвалидам льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на общую сумму 15234380 рублей 81 копейка за счет собственных средств. Администрация Сормовского района города Нижнего Новгорода возместила МП “Теплоэнерго“ 8832752 рубля 90 копеек, что подтверждено актом сверки расчетов по состоянию на 01.01.2005 (л. д. 25).

Расходы по предоставлению льгот инвалидам в размере 6401627 рублей 91 копейки не были возмещены из бюджета, поэтому МП “Теплоэнерго“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 17 Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей до 29.12.2004) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального
закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, его действие продлено на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80. В названном правовом акте предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

Материалами дела подтверждено, что денежные средства, полученные в 2004 году Нижегородской областью в лице министерства финансов Нижегородской области, распределены между получателями в пределах утвержденных лимитов, кредиторская задолженность по данным обязательствам отсутствует.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что убытки у истца возникли в результате недостаточного финансирования расходов на реализацию установленных льгот из средств федерального бюджета.

На основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо
или гражданина.

В пункте 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности. Согласно пункту 1 названной статьи Кодекса главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

В рассматриваемой ситуации Министерство финансов Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных на реализацию льгот инвалидам, согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2004 год (приложение 7 к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“), поэтому суд первой инстанции обоснованно взыскал убытки с данного ответчика.

Доводы Министерства финансов Российской Федерации о том, что задолженность по Закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ должна быть взыскана с Министерства финансов Нижегородской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку оснований для возложения ответственности за недофинансирование по данному закону на субъект Российской Федерации не имелось.

Ссылка Министерства финансов Российской Федерации на то, что по делам о взыскании средств за счет казны Российской Федерации и по другим делам, по которым Министерство финансов Российской Федерации и территориальные органы федерального казначейства уполномочены выступать в судах от имени Российской Федерации, не должна оплачиваться государственная пошлина, отклоняется. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов. Названная норма права не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях,
когда эти органы выступают в качестве процессуальных истцов, а в данном случае Министерство финансов Российской Федерации является ответчиком по делу.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права судом округа не установлено. В силу изложенного кассационная жалоба Министерства финансов Российской Федерации удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 1000 рублей и относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.07.2005 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-6967/2005-15-198 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, в доход Российской Федерации 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Арбитражному суду Нижегородской области в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист на взыскание с Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, расходов по государственной пошлине.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ПРОНИНА С.А.

Судьи

КАШИРСКАЯ Н.А.

СИНЯКИНА Т.В.