Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.08.2005 по делу N А79-10846/2004-СК1-10614 Налоговое законодательство не предусматривает начисления пеней за неуплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу. Решение о взыскании пеней за счет имущества налогоплательщика-организации, принятое позже 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, считается недействительным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 18 августа 2005 года Дело N А79-10846/2004-СК1-10614“

(извлечение)

Открытое акционерное общество (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России (далее - Инспекция, налоговый орган) о взыскании налога (сбора), пеней за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента - организации) от 24.11.2004 N 576 в части взыскания пеней по единому социальному налогу.

Решением суда первой инстанции от 17.02.2005 заявленное требование удовлетворено. Постановление Инспекции от 24.11.2004 N 576 признано недействительным в части взыскания пеней по единому социальному налогу, направляемому в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 47926
рублей 15 копеек, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 650 рублей 45 копеек, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 10979 рублей 71 копейки.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.04.2005 решение оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и удовлетворить заявленное требование.

Заявитель считает, что обжалуемое постановление налогового органа от 24.11.2004 N 576 вынесено с учетом действующего налогового законодательства, содержит правомерно начисленные суммы пеней (в том числе на задолженность по состоянию на 03.02.2004, 15.04.2004, 28.04.2004), порядок их взыскания не нарушен.

На его взгляд, ежемесячный авансовый платеж по единому социальному налогу исчисляется и уплачивается исходя из реальной налоговой базы, поэтому налоговый орган правомерно начислил Обществу пени за несвоевременную уплату данного налога за июль, август, сентябрь 2004 года.

В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании ОАО против доводов заявителя возразило, указав на законность вынесенных судебных актов, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направила.

Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция направила Обществу требование от 27.10.2004 N 9578 об уплате до 02.11.2004 единого социального налога в сумме 1046665 рублей и 78960 рублей 28 копеек пеней, начисленных за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей за июль, август, сентябрь 2004 года, а также
пеней, начисленных по состоянию на 01.10.2004 на недоимку предыдущих периодов.

Указанное требование ОАО не исполнило, поэтому Инспекция в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации вынесла решение от 09.11.2004 N 1170 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств.

В связи с отсутствием у налогоплательщика денежных средств налоговый орган в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации принял решение от 24.11.2004 N 576 и постановление от 24.11.2004 N 576 о взыскании налога и пеней за счет имущества налогоплательщика-организации.

Общество не согласилось с постановлением налогового органа от 24.11.2004 N 576 в части взыскания пеней и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этого ненормативного акта частично недействительным.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Арбитражный суд Чувашской Республики, а не Арбитражный суд Республики Коми.

Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 46, 52 - 55, 69, 70, 75, 240 и 243 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“. При этом суд исходил из того, что в бесспорном порядке могут быть взысканы только пени, в отношении которых соблюдены сроки, установленные пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации; налоговое законодательство не предусматривает начисления пеней за неуплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм
налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса).

В соответствии с положениями статей 52 - 55 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (пункт 1 статьи 55 Кодекса).

В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.

Налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 Кодекса).

Согласно статье 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление
ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.

Из указанных норм следует, что налоговое законодательство не предусматривает начисление пеней за неуплату налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.

Таким образом, вывод Арбитражного суда Чувашской Республики о неправомерном включении в оспариваемое постановление налогового органа пеней, начисленных за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей
по единому социальному налогу за июль, август, сентябрь 2004 года, является правильным.

С учетом изложенного суд правомерно признал незаконным постановление от 24.11.2004 N 576 в указанной части.

В соответствии с пунктом 6 статьи 75 Кодекса пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 47 Кодекса в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Положения названной статьи применяются при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 9 статьи 46 Кодекса).

Статьей 70 Кодекса установлен трехмесячный срок направления требования об уплате налога, который исчисляется с момента наступления срока уплаты налога.

Пропуск срока направления требования об уплате налога и пеней не является основанием для признания его недействительным, однако данное обстоятельство не влечет за собой изменения порядка
исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Таким образом, закон определяет одинаковый правовой режим для взыскания недоимок и пеней. Следовательно, в бесспорном порядке могут быть взысканы пени, в отношении которых соблюдены сроки, установленные в пункте 3 статьи 46 Кодекса.

Арбитражный суд Чувашской Республики установил, что в оспариваемое постановление налогового органа могла быть включена лишь сумма пеней, начисленная на недоимку, возникшую 04.06.2004 и позже, то есть в пределах совокупности сроков, предусмотренных пунктом 3 статьи 46 Кодекса (60 дней), статьей 70 Кодекса (3 месяца) и срока на исполнение требования (6 дней), рассчитанных до вынесения решения о взыскании налога (сбора) за счет денежных средств. Из материалов дела видно, что указанная сумма составила: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 15369 рублей 63 копейки, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 224 рубля 03 копейки, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 3810 рублей 31 копейку.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики правомерно удовлетворил требование ОАО и признал незаконным постановление Инспекции от 24.11.2004 N 576 в части взыскания пеней на недоимку по единому социальному налогу, образовавшуюся до 04.06.2004.

Выводы суда сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных в дело, и им не противоречат.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Чувашской Республики правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене вынесенных судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного у Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.

Вопрос о
распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.02.2005 и постановление апелляционной инстанции от 18.04.2005 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-10846/2004-СК1-10614 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.