Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2005 N А82-2351/2004-28 Налогоплательщиком соблюдены все условия для применения в спорном периоде налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 30 июня 2005 года Дело N А82-2351/2004-28“

(извлечение)

Открытое акционерное общество в лице филиала (далее ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам, в настоящее время Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам (далее Инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе в возмещении 16405078 рублей 23 копеек налога на добавленную стоимость за август 2003 года.

Решением суда первой инстанции от 26.10.2004 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.03.2005 решение суда оставлено без изменений.

Инспекция не согласилась с
выводами суда и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении требования.

Заявитель кассационной жалобы считает, что суд неправильно применил пункты 1, 2 и 5 статьи 169, статью 171 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, приобретенные объекты капитального строительства и основные средства Общество не оплачивало, оплата произведена Министерством путей сообщения Российской Федерации, которое в счетах-фактурах фигурирует в качестве покупателя, поэтому в возмещении налога на добавленную стоимость Обществу отказано правомерно.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО представило в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость за август 2003 года, в которой указало к возмещению из федерального бюджета по объектам законченного капитального строительства и основным средствам 49494510 рублей налога.

По результатам камеральной проверки заместитель руководителя налогового органа принял решение от 19.12.2003 N 63 о частичном отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость - на сумму 17198349 рублей. Отказ Инспекция мотивировала тем, что в счетах-фактурах, представленных налогоплательщиком, покупателем товаров указано Министерство путей сообщения Российской Федерации, платежные документы подтверждают оплату товаров самим Министерством. Исходя из этого, проверяющие сделали вывод о том, что налогоплательщик не оплатил приобретенные материальные ресурсы и не имеет права на возмещение из бюджета спорных сумм
налога на добавленную стоимость.

Предприятие обжаловало действия налогового органа в части отказа в возмещении налога на сумму 16405078 рублей 23 копейки в арбитражный суд.

Удовлетворив заявленное требование, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“, Положением о порядке проведения операций по доходным счетам Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденным 25.03.1994 Центральным банком Российской Федерации N 82 и Министерством путей сообщения Российской Федерации N ЦФ-244. При этом суд исходил из того, что налогоплательщик обоснованно предъявил спорную сумму налога на добавленную стоимость к вычету.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

В пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте“ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) определено, что строительство и реконструкция магистральных железнодорожных линий, объектов мобилизационного назначения, приобретение железнодорожного подвижного состава относятся к
федеральным государственным нуждам и осуществляются в установленном порядке за счет средств федерального бюджета и собственных средств железных дорог.

В силу пункта 2 названной статьи экономические взаимоотношения между железными дорогами (включая распределение доходов от перевозок, расчеты в связи с несохранными перевозками грузов и повреждением технических средств), предприятиями по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, другими предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта, связанными с организацией и обеспечением перевозочного процесса, регулируются исходя из единой технологии работы в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также заключаемыми на его основе договорами между этими предприятиями и учреждениями. Порядок формирования доходов железных дорог, получаемых от перевозок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом конкретного вклада каждой железной дороги в перевозочный процесс.

Как установлено в пункте 1 Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 N 848, Министерство путей сообщения Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, на который возложено проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, в том числе входящих в состав железных дорог, в области организации и обеспечения перевозочного процесса.

В пункте 2 Положения о порядке проведения операций по доходным счетам Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденного 25.03.1994 Центральным банком Российской Федерации N 82 и Министерством путей сообщения Российской Федерации N ЦФ-244, определено, что исходя из особенности организации железнодорожных перевозок грузов и пассажиров и расчетов за них денежные поступления от перевозок, зачисляемые на доходные
счета Министерства путей сообщения Российской Федерации, открытые железным дорогам, принадлежат им не полностью и должны распределяться между железными дорогами - участницами перевозок. Согласно Положению о Министерстве путей сообщения Российской Федерации функция распределения между железными дорогами доходов от перевозок принадлежит Министерству.

Таким образом, Министерство путей сообщения Российской Федерации, осуществляя централизованную оплату капитальных вложений, использует не собственные средства, принадлежащие ему как юридическому лицу, а реализует функцию распределения аккумулированных средств между железными дорогами.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 19.12.2002 N 04-03-11/12 налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам по приобретенным основным средствам, может быть принят к вычету при наличии официального подтверждения от Министерства путей сообщения об оплате таких объектов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Министерство путей сообщения Российской Федерации за счет средств железных дорог, в том числе и ОАО, приобретало и оплачивало основные средства, которые Предприятие приняло к бухгалтерскому учету и ввело в эксплуатацию.

При изложенных обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области сделал правильный вывод о том, что Общество обоснованно предъявило к вычету спорную сумму налога на добавленную стоимость.

Судом первой и апелляционной инстанций правомерно отклонены доводы налогового органа о том, что в некоторых документах, представленных ОАО, содержались дефекты, которые не позволяли применить налоговые вычеты.

Суд установил, что представленные Обществом документы не содержали недостоверных данных, нарушения в них имели устранимый характер и были исправлены заявителем в ходе проведения налоговой проверки и к моменту рассмотрения дела.

С учетом изложенного кассационная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.

Нормы материального права Арбитражным судом Ярославской области применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации являющихся в любом случае основанием для отмены вынесенных судебных актов, судом не допущено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался в связи с освобождением Инспекции от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.03.2005 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-2351/2004-28 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.