Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.06.2005 N А38-914-14/162-2005 При малозначительности совершенного административного правонарушения суд вправе освободить лицо, совершившее правонарушение, от ответственности и ограничиться устным замечанием.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 23 июня 2005 года Дело N А38-914-14/162-2005“

(извлечение)

Открытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России от 17.03.2005 N 000020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 11.04.2005 суд первой инстанции на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободил Общество от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, ограничившись устным замечанием.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с выводами суда в части признания правонарушения малозначительным
и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 статьи 14.16 КоАП РФ, а не статьи 14.15.

По мнению налогового органа, отсутствие документов, подтверждающих легальность алкогольной продукции, свидетельствует о наличии существенной угрозы здоровью и жизни потребителей и, следовательно, охраняемым общественным отношениям, поэтому правонарушение, за которое ответственность предусмотрена частью 3 статьи 14.15 КоАП Российской Федерации, не может быть признано малозначительным.

Общество в отзыве на кассационную жалобу с доводами Инспекции не согласилось, считает судебный акт законным и обоснованным.

Заявитель, заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 14.03.2005 Инспекция в ходе проверки торговой точки - магазина N 4, расположенной по адресу: п. Килемары, ул. Комсомольская, принадлежащей ООО, установила реализацию двух бутылок белого вермута “Мартини Бьянка“ при отсутствии документов, подтверждающих легальность алкогольной продукции (справка к грузовой таможенной декларации), что расценено административным органом как нарушение пунктов 3, 6, 9 Правил продажи алкогольной продукции.

По факту выявленного правонарушения уполномоченным должностным лицом налогового органа 16.03.2005 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 000020. По результатам рассмотрения административного дела руководитель Инспекции вынес постановление от 17.03.2005 N 000020 о привлечении ООО к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, и назначении наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Посчитав постановление административного органа незаконным, Общество обжаловало его
в суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения. Вместе с тем суд, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, счел возможным применить статью 2.9 КоАП РФ и освободить нарушителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В пункте 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ содержится запрет оборота этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции.

Согласно пункту 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987 (далее - Правила), продавец обязан по первому требованию покупателя и контролирующих органов представить документы, подтверждающие легальность производства и оборота реализуемой алкогольной продукции, в том числе справки к грузовой таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 9 Правил не допускается продажа алкогольной продукции без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий).

Ответственность за нарушение указанных Правил предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае факт реализации ООО “Тандем“ алкогольной продукции без справки к грузовой таможенной декларации установлен судом, подтверждается материалами дела и по существу Обществом не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о совершении Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного
правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях“).

Арбитражный суд Республики Марий Эл оценил характер и степень общественной опасности совершенного Обществом правонарушения, роль правонарушителя, учел, что документы, подтверждающие легальность реализуемой алкогольной продукции, были представлены в налоговый орган. Суд расценил совершенное Обществом правонарушение как малозначительное, не содержащее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинившее существенного вреда интересам граждан, общества и государства. В связи с этим суд расценил совершенное правонарушение как малозначительное и правомерно на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободил Общество от административной ответственности.

Выводы суда о возможности применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ сделаны с учетом названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и исходя из конкретных обстоятельств дела. Доводы налогового органа, направленные на переоценку установленных судом обстоятельств, в силу полномочий кассационной инстанции во внимание не принимаются.

Арбитражный суд Республики Марий Эл нормы материального права применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене решения, суд не допустил. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя
от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.04.2005 Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу N А38-914-14/162-2005 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.