Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2005 N А43-20167/2004-31-834 Спорные суммы не входят в состав затрат по оплате труда и не включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 1 апреля 2005 года Дело N А43-20167/2004-31-834“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Горьковская железная дорога“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к государственному учреждению “Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации“ в лице филиала N 2 (далее - Региональное отделение) о признании недействительными следующих решений: от 22.06.2004 N 123 о привлечении к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; от 26.07.2004 N 22 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пеней.

Решением суда первой инстанции от 24.11.2004 (резолютивная часть решения объявлена 17.11.2004) признаны недействительными решение от 22.06.2004 N 123 в части начисления страховых взносов в сумме 56447 рублей, пеней в сумме 603226 рублей и привлечения Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 11289 рублей; решение от 26.07.2004 N 22 в части взыскания в бесспорном порядке страховых взносов в сумме 56447 рублей и пени в сумме 603226 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Региональное отделение обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой на данное решение в части удовлетворения требований Общества.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд первой инстанции неправильно применил следующие нормы материального права: статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации; статью 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“; пункт 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184. В результате суд сделал ошибочный вывод о том, что спорные суммы выплат работникам Общества не являются частью заработной платы и выплатами компенсационного и стимулирующего характера. Применяя срок давности взыскания недоимки по страховым взносам, образовавшейся по состоянию на 01.01.2002, суд руководствовался нормами налогового, а не специального законодательства.

Подробно позиция Регионального отделения изложена в кассационной жалобе и письменном объяснении на отзыв.

Общество в отзыве и дополнении к отзыву на кассационную жалобу против доводов заявителя
возразило, полагает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, полно и всесторонне исследовал представленные в дело доказательства.

В заседании суда представители сторон привели аналогичные доводы.

На основании части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании суда объявлялся перерыв с 14 часов 30 минут 23.03.2005 до 16 часов 30 минут 30.03.2005.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 24.11.2004 по делу N А43-20167/2004-31-834 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Региональное отделение в лице филиала N 2 в марте-апреле 2004 года провело документальную выездную проверку Общества по вопросам правильности исчисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2002 по 30.09.2003.

По результатам проверки составлен акт от 17.05.2004 N 31/1 н/с. В акте в числе других нарушений указано на то, что Общество неправомерно не включило в базу для исчисления страховых взносов следующие суммы: оплату стоимости питания; премии несписочному составу; материальную помощь, предоставленную отдельным работникам по семейным обстоятельствам; единовременную помощь возвратившимся на производство демобилизованным военнослужащим; стипендии студентам, не состоящим в списочном составе; оплату топлива для отдельных работников в отсутствие предусмотренных законодательством оснований; плату за обучение работников и детей, не состоящих в списочном составе. При этом Региональное отделение исходило из того, что страховые взносы подлежат начислению на суммы всех выплат, за исключением выплат, перечисленных в пункте 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.

Начислены и включены в акт пени на суммы задолженности по страховым взносам, образовавшейся по состоянию на 01.01.2002, то есть в период, предшествовавший проверке.

На основании акта проверки вынесено решение от 22.06.2004 N 123 о доначислении страховых взносов в сумме 56447 рублей, пеней в сумме 746595 рублей, а также о привлечении налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 11289 рублей.

В связи с неисполнением Обществом требования от 29.06.2004 N 61 н/с об уплате перечисленных сумм Региональное отделение вынесло решение от 26.07.2004 N 22 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет денежных средств на счете плательщика в банке.

Общество не согласилось с выводами Фонда и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений от 22.06.2004 N 123 и от 26.07.2004 N 22.

Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что страховые взносы на сумму 56447 рублей начислены Региональным отделением в том числе на выплаты, не связанные с исполнением работниками трудовых обязанностей, что противоречит статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации; статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“; пункту 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184. Обжалованные решения не отвечают требованиям статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, что в силу пункта 6 указанной статьи также является основанием для признания данных ненормативных актов недействительными.

Рассмотрев
кассационную жалобу Фонда, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24.02.1998 по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона “О тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год“, исследовав правовую природу страховых взносов, указал, что они представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Это означает, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничению прав и свобод граждан (статья 55, части 2 и 3; статья 57 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.

Из статьи 21 данного Федерального закона следует, что страховые тарифы, дифференцированные по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.

Проект такого федерального закона ежегодно вносится Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральными законами от 29.12.2001 N 184-ФЗ и от 27.12.2002 N 183-ФЗ соответственно на 2002 и 2003 годы установлены для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям
(доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска.

В пункте 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, определено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации дано понятие оплаты труда как системы отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.

В статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ определено, что виды выплат, на которые начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.

Региональное отделение сослалось на то, что спорные суммы, являющиеся выплатами стимулирующего и компенсационного характера, не вошли в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765,
а потому на них следовало начислить страховые взносы.

Действующим законодательством, однако, не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).

Следовательно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации Перечень устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между Обществом и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным физическим лицам, по существу, представляют собой оплату их труда.

Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).

Как установлено судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования представленных в дело доказательств, спорные суммы выплат производились не только работникам Общества. Не все выплаты связаны с трудовыми результатами.

Выплаты премий несписочному составу, стипендий студентам, не состоящим в списочном составе, и т.п. по своему содержанию не являются выплатами в связи с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Региональное отделение не доказало, что указанные и другие спорные суммы выплат включались в состав затрат по оплате труда.

В статье 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ и Положении о Фонде социального страхования Российской
Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (с изменениями и дополнениями), указано, что Фонд обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно статье 19 данного Федерального закона привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Таким образом, на отношения, связанные с уплатой указанных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, распространяются требования части первой Налогового кодекса.

Кроме того, постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.12.2003 N 134 утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, зарегистрированные в Минюсте Российской Федерации 6.12.2003 N 5331, содержащие требования, аналогичные положениям Налогового кодекса.

Из акта проверки невозможно установить и выделить из общей суммы начисленных страховых взносов (56447 рублей) размер недоимки отдельно по каждому виду спорных сумм выплат. В акте проверки (том первый, л. д. 23 - 24) приведены лишь обобщенные сведения о произведенных в пользу работников выплатах, включая заработную плату.

В нарушение положений статей 46, 87, 89, 100 Кодекса и пунктов 17 и 18 Методических указаний Региональное отделение включило в акт проверки суммы пеней, начисленные на недоимку по страховым взносам, образовавшуюся в период, предшествовавший периоду, охваченному проверкой. При этом не учтено, что истек срок взыскания указанных сумм пеней, установленный в статье 46 Налогового кодекса, с учетом разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
28.02.2001 N 5.

Из пункта 18 Методических указаний следует, что плательщик страховых взносов привлекается к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса.

Следовательно, несоблюдение Региональным отделением требований, перечисленных в статье 101 Налогового кодекса, а также соответствующих пунктах Методических указаний, в силу пункта 6 статьи 101 Кодекса может являться основанием для признания решения недействительным.

Допущенные при вынесении решений упущения не были компенсированы Региональным отделением и путем представления необходимых доказательств в суд.

В заседании суда кассационной инстанции представители Регионального отделения пояснили, что не представляется возможным установить размер доначисленных страховых взносов по каждой спорной позиции и в разрезе по работникам Общества, другим физическим лицам, в пользу которых произведены выплаты.

Ссылка Регионального отделения на отмену статьи 34.1 Налогового кодекса обоснованно не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку указанная правовая норма действовала на момент проведения проверки и вынесения обжалованных решений.

Арбитражный суд Нижегородской области правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не рассматривал в связи с освобождением Фонда от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.11.2004 по делу N А43-20167/2004-31-834 оставить без изменения, а
кассационную жалобу Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.