Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.03.2005 N А82-7970/2004-29 Порядок организации уличной торговли распространяется на всех хозяйствующих субъектов и не влияет на ограничение или устранение конкуренции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 3 марта 2005 года Дело N А82-7970/2004-29“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Забурдаевой И.Л., судей Базилевой Т.В., Масловой О.П., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области на решение от 15.11.2004 по делу N А82-7970/2004-29 Арбитражного суда Ярославской области, принятое судьей Мухиной Е.М., по заявлению мэрии города Ярославля о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и

УСТАНОВИЛ:

Мэрия города Ярославля обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной
антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 23.07.2004.

Решением суда от 15.11.2004 заявленное требование удовлетворено.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Управление не согласилось с принятым по делу судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его, а производство по делу прекратить.

Заявитель считает, что при принятии решения суд первой инстанции допустил неправильное применение норм материального и процессуального права, а именно: статьи 2, пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, статей 27 и 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Антимонопольный орган указал, что обоснованно признал мэрию города Ярославля нарушившей пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, поскольку ее постановление от 14.04.2004 N 1417 препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов. По его мнению, доказательством наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства является установление административного барьера путем введения разрешительной системы осуществления уличной торговли, а это влечет ограничение конкуренции на рынке любого товара в сфере уличной торговли; деятельность органов местного самоуправления по изданию исполнительно-распорядительных документов нельзя отнести ни к предпринимательской, ни к экономической, поэтому данный спор не может быть рассмотрен в арбитражном суде.

В отзыве на кассационную жалобу мэрия города Ярославля против доводов Управления возразила, считает вынесенный судебный акт законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.

Законность принятого
Арбитражным судом Ярославской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, постановлением мэра города Ярославля от 14.04.2004 N 1417 “Об упорядочении уличной торговли“ (далее - Постановление) утверждено Положение “О порядке организации и размещения объектов уличной торговли на территории города Ярославля“. Утвержденный порядок предполагает, что каждый из желающих осуществлять уличную торговлю должен обратиться в территориальную администрацию района города Ярославля с заявлением (и прилагаемыми к нему документами) об отводе торгового места для получения паспорта объекта уличной торговли. Данный паспорт является документом, означающим, что указанный в паспорте участок территории является местом, отведенным хозяйствующему субъекту для осуществления торговли.

Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23.07.2004 мэрия города Ярославля признана нарушившей положения пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

На основании решения Управление выдало заявителю предписание от 23.07.2004 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, которым обязало мэрию города Ярославля отменить принятое Постановление, как противоречащее антимонопольному законодательству.

Мэрия города Ярославля не согласилась с решением и предписанием антимонопольного органа и обжаловала их в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьей 2, пунктом 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, статьями 27 и 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из отсутствия в действиях мэрии города Ярославля признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по
следующим причинам.

В статье 12 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (далее - Закон о конкуренции) установлено, что антимонопольный орган в соответствии с данным Законом вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам рассмотрения которых принимать решения и выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Из данной нормы права следует, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые имеют либо могут иметь своим результатом одновременно ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Материалы дела свидетельствуют, что основанием к вынесению оспариваемых решения и предписания послужил вывод Управления о том, что спорное Постановление вводит на территории города Ярославля разрешительный порядок осуществления уличной торговли, тем самым препятствует осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, представляет собой дополнительный административный барьер для осуществления деятельности в сфере уличной торговли.

Арбитражный суд Ярославской области, всесторонне, объективно и полно исследовав доказательства по делу, установил, что названное Постановление, устанавливающее порядок организации и размещения объектов уличной торговли на территории города, не вторгается во взаимоотношения хозяйствующих субъектов-конкурентов и не влияет на расстановку
сил внутри того или иного товарного рынка, а следовательно, не имеет своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции постольку, поскольку такой порядок в равной степени распространяется на все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность посредством мелкорозничной торговли.

Вопреки требованиям статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не привело достаточных доказательств нарушения мэрией города Ярославля пункта 1 статьи 7 Закона о конкуренции, а именно того, что Постановление главы местного самоуправления города Ярославля от 14.04.2004 N 1417 ограничивает конкуренцию на товарном рынке.

При таких обстоятельствах антимонопольный орган необоснованно признал мэрию города Ярославля от 14.04.2004 N 1417 нарушителем пункта 1 статьи 7 Закона о конкуренции.

Довод заявителя жалобы относительно нарушения Арбитражным судом Ярославской области норм процессуального права, а именно статей 27 и 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 27 и частью 5 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и иные дела, не указанные в этих статьях.

Статьей 28 Закона о конкуренции предусмотрено право органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций (их должностных лиц) обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений и предписаний антимонопольного органа.

Заявленное требование соответствует положениям названного Закона, поэтому Арбитражный суд Ярославской области не допустил нарушений норм процессуального права, рассмотрев по существу данный спор.

С учетом изложенного нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено, поэтому данный судебный акт является законным и отмене не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку антимонопольный орган освобожден от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.11.2004 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-7970/2004-29 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ЗАБУРДАЕВА И.Л.

Судьи

БАЗИЛЕВА Т.В.

МАСЛОВА О.П.