Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2005 N 76-Г05-2 Заявление о признании недействующими в части Законов Коми-Пермяцкого автономного округа “Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Кочевского района Коми-Пермяцкого автономного округа“ и “Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Коссинского района Коми-Пермяцкого автономного округа“ удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемыми Законами произведено изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, что допускается лишь с учетом мнения населения соответствующей территории.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 мая 2005 года

Дело N 76-Г05-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Маслова А.М.,

Меркулова В.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям администрации Кочевского района Коми-Пермяцкого автономного округа, администрации Маратовского сельсовета, М. о признании недействующими в части Законов Коми-Пермяцкого автономного округа от 19.11.2004 “Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Кочевского района Коми-Пермяцкого автономного округа“ и “Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Коссинского района Коми-Пермяцкого автономного округа“ по кассационным жалобам Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа, администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, администрации Косинского района Коми-Пермяцкого автономного округа на решение суда Коми-Пермяцкого автономного округа от 31 января 2005 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

администрация Кочевского района Коми-Пермяцкого автономного округа, администрация Маратовского сельсовета и житель поселка Мараты, депутат Земского Собрания Кочевского района М. обратились в суд с заявлениями, которыми просили признать недействительными с момента принятия Законы КПАО N 61 и 62 в части отнесения поселков Мараты и Буждым к Варышанскому сельскому поселению Косинского района. Заявители сослались на то, что в соответствии со ст. ст. 12, 13, 84 ФЗ N 131 изменение границ и преобразование муниципальных образований, влекущее отнесение входящих в их состав населенных пунктов к территории других муниципальных районов, возможно только с согласия
населения данных населенных пунктов и с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов. В 1963 году решениями Коми-Пермяцкого Окрисгюлкома и Пермского облисполкома Маратовский сельский совет Косинского района был передан в административное подчинение Кочевского района, с этого времени в составе Кочевского района имеется Маратовский сельсовет с центром в с. Мараты, в состав сельсовета входят три поселка - Мараты, Буждым и Усть-Онолва. Из этих трех поселков поселки Мараты и Буждым ранее находились в составе Косинского района, поселок же Усть-Онолва всегда находился в составе Кочевского района. Имеются решения Кочевского райисполкома и Окружного исполкома за 1966 год и об изменении границ между Косинским и Кочевским районом. Пермским облисполкомом принималось официальное решение об изменении границ, однако в архивах этого решения не имеется. Тем не менее Маратовский сельсовет с 1963 года является частью территории муниципального образования Кочевский район, а потому передача поселков Косинскому району изменяет территорию и границы Кочевского района, в связи с чем поселки могли быть переданы только с согласия населения. Население же указанных поселков не согласно на переход в Косинский район, что и выразило на сходах, проведенных в этих поселках 01.11.2004. Земское Собрание Кочевского района также выразило свою позицию по вопросу организации местного самоуправления в районе в свете ФЗ N 131 и решением от 08.10.2004 N 33 предлагало оставить Маратовское поселение в составе Кочевского района как самостоятельное муниципальное образование, тем более что численность населения этих поселков достаточна для сохранения сельсовета в качестве сельского поселения.

Администрация Маратовского сельсовета и М. просили также оставить в силе решение Земского Собрания Кочевского района N 33 от 08.10.2004, которым Земское
Собрание при обсуждении законопроектов округа по организации местного самоуправления в соответствии с ФЗ N 131 предлагало оставить в составе Кочевского муниципального района Маратовское сельское поселение из тех же трех поселков Мараты, Буждым и Усть-Онолва, как этот сельсовет в составе Кочевского района существует в настоящее время.

Решением суда Коми-Пермяцкого автономного округа от 31 января 2005 года постановлено: статьи 1 и 2 Закона Коми-Пермяцкого автономного округа N 61 “Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Косинского района Коми-Пермяцкого автономного округа“ от 19.11.2004 и приложения N 4 и 5 к нему; а также ст. ст. 1 и 2 Закона Коми-Пермяцкого Автономного округа N 62 “Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Кочевского района Коми-Пермяцкого автономного округа“ от 19.11.2004 и приложение N 5 к нему в части отнесения поселков Мараты и Буждым к Варышанскому сельскому поселению Коссинского района Коми-Пермяцкого автономного округа - признать недействующими со дня их принятия.

Администрации Маратовского сельсовета и М. в удовлетворении требований в части оставления в силе решения Земского Собрания Кочевского района N 33 от 08.10.2004 отказать.

В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

Судом установлено, что на момент принятия оспариваемых Законов местное самоуправление в муниципальном образовании Кочевский район осуществлялось его населением в пределах территории этого муниципального образования. Согласно ст. 2 Устава Муниципального образования “Кочевский район“, территория района включает территории
семи сельсоветов, в том числе и Маратовского сельсовета.

Законом КПАО N 62 территория Кочевского района разграничена на 4 поселения, которым присвоен статус сельских поселений и утверждены их границы, муниципальное образование Кочевский район наделено статусом муниципального района. Поселок Усть-Онолва, находившийся в составе Маратовского сельсовета Кочевского района, отнесен к Большекочинскому сельскому поселению Кочевского муниципального района.

Законом КПАО N 61 территория Косинского района разграничена также на 4 поселения, которым присвоен статус сельских поселений, утверждены их границы, муниципальное образование Косинский район наделено статусом муниципального района. Поселки Мараты и Буждым, входившие в состав Маратовского сельсовета Кочевского района, отнесены к Варышанскому сельскому поселению Косинского района.

Анализ ст. 1 Устава Кочевского района в редакции от 25.02.2004, ст. 3 Устава Косинского района в редакции от 07.02.2003, ст. 2 Устава Коми-Пермяцкого автономного округа от 08.10.1999 (в редакции 17.06.2004) в совокупности с положениями ст. ст. 11 и 13 Закона КПАО от 11.10.2004 “Об административно-территориальном устройстве Коми-Пермяцкого Автономного округа“ и содержанием ст. ст. 5, 7 Закона КПАО “О местном самоуправлении в Коми-Пермяцком автономном округе“ от 22.01.1996 (в редакции от 30.06.2002), а также ст. ст. 12 ч. 2, 84 ч. 3, 85 ФЗ N 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 свидетельствует о том, что население муниципального образования Кочевский район в целом и население Маратовского сельсовета, поселков Мараты и Буждым в том числе, осуществляло самоуправление в границах территории этого муниципального образования. Оспариваемыми Законами произведено изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, что допускается лишь с учетом мнения населения соответствующей территории.

При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении заявленных требований сделан
правильно, что убедительно мотивировано в решении суда.

Материалы дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется.

Необоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность и обоснованность решения.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационных жалобах, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение суда Коми-Пермяцкого автономного округа от 31 января 2005 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа, администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, администрации Косинского района Коми-Пермяцкого автономного округа - без удовлетворения.