Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 15.11.2005 N 4-Г05-36 Заявление прокурора о ликвидации межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ удовлетворено правомерно, поскольку данная организация незаконно использовала в своем названии слово “партия“, в уставе организации содержатся положения, которые могут присутствовать только в уставе политической партии, обязанность ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности организацией не выполнена.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 ноября 2005 года

Дело N 4-Г05-36

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Пчелинцевой Л.М.,

Меркулова В.П.

рассмотрела в судебном заседании от 15 ноября 2005 года дело по заявлению прокурора Московской области о ликвидации межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ по кассационной жалобе представителя межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ В. на решение Московского областного суда от 29 июня 2005 года, которым ликвидирована межрегиональная общественная организация “Национал-большевистская партия“ с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителей межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ В. и С.(Л.), поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Главного управления федеральной регистрационной службы по Московской области Г. и представителя прокуратуры Московской области М., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Управлением юстиции по Московской области 8 сентября 1993 года под N 473 была зарегистрирована и 23 января 1997 года перерегистрирована межрегиональная общественная организация “Национал-большевистская партия“. 26 марта и 4 июля 1998 года были зарегистрированы изменения и дополнения в устав этой организации.

Первый заместитель прокурора Московской области обратился в суд с заявлением, которое впоследствии было дополнено и уточнено прокурором Московской области, о ликвидации и исключении межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ из Единого государственного реестра юридических лиц по основанию, предусмотренному статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“, а именно в
связи с неоднократными нарушениями действующего федерального законодательства.

В обоснование заявления прокурор указал на то, что данная общественная организация с 1998 года по 2003 год в нарушение требований статьи 29 Федерального закона “Об общественных объединениях“ не информировала орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, хотя обязана была делать это ежегодно.

Также прокурор ссылался на то, что межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“ нарушены требования статьи 28 Федерального закона “Об общественных объединениях“ (в редакции Федерального закона от 12 марта 2002 года) и пункта 6 статьи 6 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ “О политических партиях“.

Эти нормы не допускают содержания в названиях общественных объединений, за исключением названий политических партий, слов “политическая“, “партия“ и образованных на их основе слов и словосочетаний. Однако в названии межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ содержится слово “партия“, а в уставе организации предусмотрено ее участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, несмотря на то, что единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, является политическая партия.

В связи с содержащимся в наименовании межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ слова “партия“, а в ее уставе закрепления права на участие в выборах в органы государственной власти, а также в связи с неисполнением установленной статьей 29 Федерального
закона “Об общественных объединениях“ обязанности по информированию регистрирующего органа о продолжении своей деятельности с указанием соответствующих обязательных сведений Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области 14 июля 2003 года в адрес руководящего органа межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ вносилось представление об устранении нарушений действующего законодательства в срок один месяц. Поскольку нарушения закона в установленный срок не были устранены, распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области от 14 августа 2003 года деятельность названной общественной организации была приостановлена на шесть месяцев. Однако до настоящего времени нарушения законодательства не устранены.

Кроме того, в заявлении прокурора указывается на то, что члены межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“, в том числе член ее руководящего органа (Т.), неоднократно совершали преступления, а также административные правонарушения экстремистской направленности. Руководитель названной организации несогласия с подобной деятельностью не высказал. Напротив, в средствах массовой информации неоднократно поддерживал их, высказывал одобрение таким действиям, обосновывая свою позицию политическими взглядами. В период, когда деятельность организации была приостановлена, она продолжала свою деятельность, совершая различные политические акции.

Представители межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ - председатель организации С.(Л.), А. и В. возражали против удовлетворения заявления прокурора.

Представитель Главного управления федеральной регистрационной службы по Московской области (правопреемник Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области) Г. поддержала заявление прокурора Московской области и просила удовлетворить требования прокурора в полном объеме.

Решением Московского областного суда от 29 июня 2005 года заявление прокурора удовлетворено. Межрегиональная общественная организация “Национал-большевистская партия“, зарегистрированная Управлением юстиции по Московской области 8 сентября 1993 года (перерегистрированная 23 января 1997 года, с последующими изменениями от 26 марта
1998 года и 4 июля 1998 года) под N 473, ликвидирована и исключена из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение Московского областного суда представителем межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ В. подана кассационная жалоба.

В кассационной жалобе представитель межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ В. просит отменить решение суда по мотиву его незаконности и необоснованности и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.

В обоснование кассационной жалобы он ссылается на то, что решениями съездов членов организации от 2 августа 2003 года и от 20 апреля 2004 года (л.д. 60, 128) были внесены необходимые изменения в учредительные документы организации (изменено название и принят устав). Организация трижды пыталась зарегистрировать изменения в учредительных документах, приведя их в соответствие с пунктом 6 статьи 6, пунктом 1 статьи 36 Федерального закона “О политических партиях“ и частью 2 статьи 28 Федерального закона “Об общественных объединениях“. Но ни Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области, ни его правопреемником - Главным управлением федеральной регистрационной службы по Московской области эти изменения зарегистрированы не были. Так, 16 сентября 2003 года и 14 июля 2004 года регистрирующим органом было отказано в регистрации изменений и дополнений в устав МОО “НБП“ (л.д. 73 - 74, 142 - 143) по малозначительным, как полагает заявитель, основаниям.

Кроме того, по мнению заявителя, суд дал неправильную оценку юридическому факту, установленному решением Московского областного суда от 27 сентября 2001 года (л.д. 81 - 86). Данным решением установлено, что в период с 1998 года по 2001
год межрегиональная общественная организация “Национал-большевистская партия“ неоднократно представляла сведения в объеме, установленном абзацем 4 статьи 29 Федерального закона “Об общественных объединениях“, в Министерство юстиции Российской Федерации - в вышестоящий по отношению к Управлению Министерства юстиции РФ по Московской области орган - в связи с попытками зарегистрировать свое общественное объединение как общероссийскую политическую общественную организацию “НБП“.

Также заявитель указывает на то, что незаконная ликвидация общественной организации нарушает право ее членов на объединение, гарантированное частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, и положения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 1 статьи 9 и п. 1 ст. 11).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, возложена на общественные объединения и статьей 29 (абзац 1 части 1) Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“ (с последующими изменениями).

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно статье 44 (абзац 2 части 1) Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ “Об общественных
объединениях“ одним из оснований для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности по решению суда являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов.

Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора Московской области о ликвидации межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“, суд исходил из вывода о том, что такое основание имеется, так как данной организацией допущены неоднократные и грубые нарушения федерального законодательства.

Судебная коллегия находит этот вывод суда правильным, основанным на нормах материального права и подтвержденным имеющимися в деле доказательствами.

Из материалов дела видно, что межрегиональная общественная организация “Национал-большевистская партия“ зарегистрирована Управлением юстиции по Московской области 8 сентября 1993 года, перерегистрирована 23 января 1997 года под N 437, впоследствии - 26 марта 1998 года и 4 июля 1998 года были зарегистрированы изменения и дополнения в устав данной организации. Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области внесена запись о юридическом лице “межрегиональная общественная организация “Национал-большевистская партия“ (МОО “НБП“)“ в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1035000016985.

В соответствии с абзацем 4 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“ общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Судом первой инстанции установлено, что межрегиональная общественная организация “Национал-большевистская партия“ неоднократно нарушала данные требования закона, то есть не выполняла указанной
обязанности. На протяжении пяти лет - с июля 1998 года (с момента регистрации изменений и дополнений в устав) и по август 2003 года (до момента приостановления деятельности организации распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области) межрегиональная общественная организация “Национал-большевистская партия“ не информировала Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области, а затем его правопреемника - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, хотя обязана была делать это ежегодно.

При этом ссылка представителей межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ на решение Московского областного суда от 27 сентября 2001 года в подтверждение выполнения ею обязанности по информированию регистрирующего органа о продолжении своей деятельности с предоставлением необходимых сведений в период с 1998 года по 2001 год судом обоснованно признана несостоятельной.

Данным решением отказано в удовлетворении иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области о признании межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц, так как суд, разрешая дело по существу, пришел к выводу, что названная общественная организация не прекратила свою деятельность, продолжает функционировать как юридическое лицо.

Московский областной суд в решении от 27 сентября 2001 года действительно установил, что межрегиональная общественная организация “Национал-большевистская партия“ неоднократно предоставляла указанные выше сведения в вышестоящий по отношению к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области орган - в Министерство юстиции
Российской Федерации, но в связи с попыткой зарегистрировать общественное объединение как общероссийскую политическую организацию “Национал-большевистская партия“. В этом же судебном решении установлено и другое обстоятельство: в период с 1998 года по 2001 год организация не представляла в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области сведения, указанные в абзаце 4 статьи 29 Федерального закона “Об общественных объединениях“.

Давая надлежащую правовую оценку указанным обстоятельствам, суд в обжалуемом решении от 29 июня 2005 года правильно признал, что решение суда от 27 сентября 2001 года не освобождало межрегиональную общественную организацию “Национал-большевистская партия“ от выполнения обязанности, возложенной на нее абзацем 4 статьи 29 Федерального закона “Об общественных объединениях“, а именно от предоставления требуемых законом сведений в орган, принявший решение о ее государственной регистрации. Для межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ таким органом являлось Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области.

Обстоятельства непредоставления межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“ сведений, предусмотренных абзацем 4 статьи 29 Федерального закона “Об общественных объединениях“, именно в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, не отрицаются и представителями данной общественной организации, а также подтверждаются справкой Главного управления федеральной регистрационной службы по Московской области (л.д. 311), из которой следует, что межрегиональная общественная организация “Национал-большевистская партия“ не выполняла требования закона о предоставлении обязательных сведений и в 2002, и в 2003 году.

Доводы представителей межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ о том, что организация в 2002 году подавала требуемые законом сведения в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области как в регистрирующий орган, тем самым якобы выполнив требования статьи 29 Федерального закона “Об общественных
объединениях“ (в редакции, действующей на тот период времени), судом правомерно были признаны несостоятельными, поскольку закон обязывает общественное объединение подавать такие сведения в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения. Названное Управление к таким органам законом не отнесено.

Таким образом, суд первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств пришел к обоснованному выводу о неоднократном нарушении общественной организацией “Национал-большевистская партия“ требований абзаца 4 статьи 29 Федерального закона “Об общественных объединениях“ ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием соответствующих обязательных сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, и высказал правильное суждение о допустимости ликвидации общественного объединения за нарушение указанных требований закона в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 44 Федерального закона “Об общественных объединениях“.

Судом первой инстанции установлены и другие нарушения федерального законодательства межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“, также являющиеся основанием для ее ликвидации в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 44 Федерального закона “Об общественных объединениях“. Они заключаются в следующем.

Согласно пункту 6 статьи 47 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ “О политических партиях“ по истечении срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи (то есть с 14 июля 2003 года), межрегиональные, региональные и местные политические общественные объединения утрачивают статус политического общественного объединения и действуют соответственно как межрегиональные, региональные или местные общественные объединения на основании их уставов, которые применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Пункт 6 статьи 6 названного Закона запрещает общественным объединениям, не являющимся политическими партиями, использовать в своем наименовании слово “партия“. Аналогичный запрет в отношении наименования общественного объединения содержится в части 2 статьи 28 Федерального закона “Об общественных объединениях“.

В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона “О политических партиях“ политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Как видно из материалов дела, указанные требования закона межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“ не выполнены.

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции в названии межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ содержится слово “партия“, а в уставе данной общественной организации закреплено ее право на участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации (п. 2.1 устава МОО “НБП“, л.д. 17).

Учитывая, что законом установлен прямой запрет на использование общественным объединением, не являющимся политической партией, в своем наименовании слова “партия“, а право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти законом предоставлено только политической партии, суд правильно, по мнению Судебной коллегии, отнес эти нарушения закона межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“ к грубым нарушениям.

Не устранены нарушения пункта 6 статьи 6, пункта 1 статьи 36 Федерального закона “О политических партиях“ и статьи 28 Федерального закона “Об общественных объединениях“ межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“ и на момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, то есть до настоящего времени организация продолжает незаконно использовать в своем названии слово “партия“, а в уставе организации содержатся положения, которые могут присутствовать только в уставе политической партии.

Доводы кассационной жалобы о выполнении межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“ требований действующего законодательства о политических партиях по внесению необходимых изменений в учредительные документы организации и необоснованном отказе Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области в регистрации этих изменений Судебная коллегия признает несостоятельными. Они являются следствием неправильного толкования норм материального права, регулирующих порядок внесения изменений в учредительные документы общественного объединения, а также опровергаются имеющимися в деле доказательствами.

Так, в подтверждение своих доводов заявитель в кассационной жалобе ссылается на то, что решениями съездов межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ от 2 августа 2003 года и от 20 апреля 2004 года из названия организации исключены слова “партия“ и из ее устава положения о праве организации выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти. Однако и в 2003 году, и в 2004 году Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области было отказано в регистрации данных изменений в учредительных документах по малозначительным, на взгляд заявителя, основаниям.

Между тем в соответствии со статьей 21 Федерального закона “Об общественных объединениях“ изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации. В статье 23 названного Закона содержится перечень оснований к отказу в государственной регистрации общественного объединения (соответственно, изменений в устав) и порядок его обжалования. Одним из таких оснований является установление наличия в представленных учредительных документах недостоверной информации.

Предпринятые межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“ попытки внести изменения в устав сами по себе не устраняют имеющие место нарушения закона, поскольку изменения в устав не прошли государственную регистрацию, а значит, не приобрели юридическую силу.

Из материалов дела следует, что в отказах в государственной регистрации изменений Ф.И.О. сама общественная организация, поскольку в представленных на регистрацию документах содержались недостоверные сведения. Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области отказало в регистрации изменений в устав межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ по предусмотренным статьей 23 Федерального закона “Об общественных объединениях“ основаниям, а не по малозначительным основаниям, как утверждает заявитель в кассационной жалобе. Закон не дает права регистрирующему органу квалифицировать имеющиеся в поданных на государственную регистрацию общественным объединением учредительных документах недостатки в виде недостоверной информации как малозначительные и, соответственно, принять решение о регистрации учредительных документов с такими недостатками.

Первый отказ от 16 сентября 2003 года в государственной регистрации изменений и дополнений в устав, как видно из материалов дела, был связан с предоставлением недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ (л.д. 73 - 74). Данный отказ в суд организацией обжалован не был.

Второй отказ от 14 июля 2004 года в государственной регистрации изменений в учредительные документы связан с несоответствием представленных организацией документов требованиям действующего законодательства (л.д. 142 - 143). Данный отказ был обжалован межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“ в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 2 ноября 2004 года отказ в государственной регистрации изменений в учредительные документы признан правомерным и обоснованным. Судом признано, что “в представленных истцом на регистрацию учредительных документах содержится информация, не соответствующая действительности, т.е. недостоверная информация“ (л.д. 162 - 163).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии действительности утверждений представителей межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ о создании им препятствий для внесения изменений в учредительные документы. При этом суд правильно указал, что неспособность организации в течение длительного периода времени (около двух лет) выполнить обязанности по внесению изменений в учредительные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства не может быть признана уважительной причиной нарушения закона.

Довод кассационной жалобы о том, что межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“ 7 июня 2005 года подано заявление о регистрации вносимых изменений в устав в регистрирующий орган и решение по данному заявлению на момент вынесения обжалуемого решения еще не принято, не влияет на правильность выводов и суждений суда первой инстанции о неоднократных и грубых нарушениях федеральных законов межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“.

О неоднократных и грубых нарушениях федеральных законов межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“ свидетельствуют и представление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области от 14 июля 2003 года о необходимости устранения нарушения названной организацией вышеприведенных требований Федерального закона “О политических партиях“ (п. 6 ст. 6, п. 1 ст. 36, п. 6 ст. 47), Федерального закона “Об общественных объединениях“ (абз. 4 ст. 29) в месячный срок (л.д. 76, 77), а также распоряжение этого же Управления от 15 августа 2003 года о приостановлении деятельности межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ на шесть месяцев в связи с неустранением нарушений закона в установленный срок (л.д. 78, 79). Указанные представление и распоряжение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области были оспорены организацией в судебном порядке. Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2003 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 октября 2003 года, оспариваемые представление и распоряжение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области признаны законными (л.д. 107, 108).

Нарушения федеральных законов не были устранены межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“ ни в период приостановления ее деятельности на срок шесть месяцев, ни к моменту разрешения дела в суде.

Что касается довода заявителей о якобы допущенном судом нарушении положений части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации и положений пункта 1 статьи 9 и пункта 1 статьи 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, то он носит неконкретный характер, не подтвержден какими-либо доказательствами и материалами дела.

В то же время Европейским Судом по правам человека высказана правовая позиция о том, что государства вправе следить за соответствием целей и деятельности объединения нормам национального законодательства, хотя и при условии контроля со стороны соответствующих европейских органов (см., например, решение по делу от 10 июля 1998 года “Сидиропулос и другие против Греции“). Отсюда следует право национальных властей устанавливать правила (нормы), определяющие порядок и условия деятельности общественных объединений.

Такие правила, определенные в Российской Федерации вышеназванными Федеральными законами и в целом согласующиеся с нормами международного права, в данном случае были неоднократно и грубо нарушены межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“, что и послужило законным основанием для удовлетворения заявления прокурора.

С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции о ликвидации межрегиональной общественной организации “Национал - большевистская партия“ и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц. Оно принято в соответствии с нормами статьи 44 (абзац 2 части 1) Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“, предусматривающими одним из оснований для ликвидации общественного объединения неоднократные или грубые нарушения общественным объединением федеральных законов. Неоднократное и грубое нарушение межрегиональной общественной организацией “Национал-большевистская партия“ федеральных законов, а именно: статьи 28, абзаца 4 статьи 29 Федерального закона “Об общественных объединениях“, пункта 6 статьи 6, пункта 1 статьи 36 Федерального закона “О политических партиях“ подтверждено имеющимися в деле доказательствами, которым суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права. Поэтому предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 360 - 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского областного суда от 29 июня 2005 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя межрегиональной общественной организации “Национал-большевистская партия“ В. - без удовлетворения.