Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 05.10.2005 N 6-Г05-8 Установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относится к исключительному ведению Российской Федерации.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 октября 2005 года

Дело N 6-Г05-8

(извлечение)

18 февраля 2005 г. губернатором Рязанской области принято постановление N 42-пг “Об утверждении порядка помещения на специализированную стоянку и хранения задержанных транспортных средств“, которым утверждены Порядок действий уполномоченных организаций при помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранении и выдаче (приложение N 1), Технические условия к размещению и оборудованию специализированных стоянок, предназначенных для хранения задержанных транспортных средств (приложение N 2), и форма акта приема-передачи транспортного средства для помещения на специализированную стоянку (приложение N 3).

Прокурор Рязанской области обратился в Рязанский областной суд с заявлением о признании указанного постановления недействующим, ссылаясь на то,
что оно принято губернатором Рязанской области с превышением предоставленных ему полномочий и противоречит требованиям федерального законодательства.

Решением Рязанского областного суда от 21 июня 2005 г. требования прокурора удовлетворены частично: признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения в законную силу п. п. 1, 3, 4 (в части обеспечения контроля за соблюдением требований, определенных п. 3 постановления, со стороны уполномоченных организаций и органов внутренних дел), п. п. 5 - 8 постановления губернатора Рязанской области от 18 февраля 2005 г. N 42-пг; в остальном в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе правительство Рязанской области просило отменить решение суда как незаконное и необоснованное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 5 октября 2005 г. жалобу частично удовлетворила, указав следующее.

Согласно ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить принятым по предметам совместного ведения федеральным законам.

Из преамбулы оспариваемого нормативного акта следует, что он принят во исполнение ст. 27.13 КоАП РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 “Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации“ и регулирует вопросы, связанные с помещением задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, а также с созданием (размещением и оборудованием) таких стоянок.

В соответствии с ч. 5
ст. 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 “Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации“.

В п. 2 данного Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок - специально отведенных охраняемых мест хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

Пунктом 2 постановления губернатора Рязанской области утверждены Технические условия к размещению и оборудованию специализированных стоянок, предназначенных для хранения задержанных транспортных средств (приложение N 2), п. п. 4 и 9 постановления на управление транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области и начальника этого управления Т. возложено обеспечение контроля над созданием таких стоянок.

Суд правильно признал, что п. п. 2, 4 (в части обеспечения контроля за соблюдением требований, определенных п. 2 Постановления губернатора области) и п. 9 приняты губернатором Рязанской области в целях создания (размещения и оборудования) специализированных стоянок, т.е. во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 и, следовательно, не противоречат федеральному закону.

В этой части решение суда не оспаривается.

Пунктом 1 постановления N 42-пг утвержден Порядок действий уполномоченных организаций при помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранении и выдаче (приложение N 1); п. 3 утверждена форма акта приема-передачи транспортного средства для помещения на специализированную стоянку (приложение N 3); п. 4 управлению транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области
предписано обеспечить контроль за соблюдением требований, определенных п. п. 2 и 3 данного постановления, со стороны уполномоченных организаций и органов внутренних дел; п. 5 общественно-государственное объединение “Всероссийское физкультурно-спортивное общество “Динамо“ уполномочено на производство работ по организации помещения на стоянку и хранению задержанных транспортных средств на территории Рязанской области; в п. 6 органам местного самоуправления области рекомендовано оказывать содействие уполномоченной организации в организации услуг хранения задержанных транспортных средств на территории муниципальных образований; в п. 7 уполномоченной организации предписано изготовить бланки акта приема-передачи транспортного средства для помещения на специализированную стоянку; согласно п. 8 взаимодействие должностных лиц органов внутренних дел с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и за их выдачу, осуществляется на основе типового договора, утвержденного Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Суд правильно признал недействующими п. п. 1, 4, 5, 6, 8 постановления по тем основаниям, что эти пункты регулируют вопросы, связанные с задержанием транспортного средства в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ. А поскольку задержание транспортного средства является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, установление мер обеспечения отнесено п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации.

Так, Порядок действий уполномоченных организаций при помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранении и выдаче (приложение N 1) устанавливает характер и последовательность действий при помещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранении и выдаче, что отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции Правительства Российской Федерации и регламентировано Постановлением от 18 декабря 2003 г. N 759, а также приказом МВД России от
19 марта 2004 г. N 187 “О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759“, которым установлены форма протокола о задержании транспортного средства, типовой договор о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицом, ответственным за хранение транспортных средств, порядок учета и выдачи транспортных средств.

Возложение на управление транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области контроля за соблюдением органами внутренних дел исполнения постановления губернатора области противоречит ст. 8 Закона Российской Федерации “О милиции“. Уполномочив общественно-государственное объединение “Всероссийское физкультурно-спортивное общество “Динамо“ на производство работ по организации помещения на стоянку и хранению задержанных транспортных средств, губернатор тем самым лишил возможности другие хозяйствующие субъекты заниматься этим видом деятельности, что противоречит ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

С учетом изложенного вывод суда о том, что постановление в этой части принято губернатором с превышением полномочий, обоснован.

Вместе с тем с указанием суда на противоречие федеральному законодательству п. п. 3 и 7 постановления, которыми утверждена форма акта приема-передачи транспортного средства для помещения на специализированную стоянку и поручено изготовить соответствующие бланки, согласиться нельзя.

В отличие от Типового договора о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации N 759, указанный акт приема-передачи составляется в связи с передачей сотрудником органа внутренних дел представителю уполномоченной организации транспортного средства для помещения на специализированную стоянку в каждом случае его задержания. Он содержит подробное описание транспортного средства и составляется с участием владельца транспортного средства, что не противоречит федеральному законодательству
и создает дополнительные меры по обеспечению сохранности транспортного средства при его транспортировке или хранении на специализированной стоянке.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Рязанского областного суда в части удовлетворения требований прокурора о признании недействующими п. п. 3 и 7 постановления губернатора Рязанской области от 18 февраля 2005 г. N 42-пг “Об утверждении порядка помещения на специализированную стоянку и хранения задержанных транспортных средств“ отменила; вынесла по данной части требований новое решение, которым в удовлетворении заявления отказала; в остальной части решение оставила без изменения, а кассационную жалобу правительства Рязанской области - без удовлетворения.