Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской обл. от 27.12.2005 по делу N А50-786/2005-Г-21 Основания для отказа в государственной регистрации департамента экономики и инвестиций в качестве юридического лица отсутствуют, поскольку право либо обязанность осуществления налоговой инспекцией правовой экспертизы представленных для такой регистрации документов законом не предусмотрены.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 27 декабря 2005 г. Дело N А50-786/2005-Г-21“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу прокуратуры Пермской области на решение Арбитражного суда Пермской области от 25 октября 2005 года по делу N А50-786/2005-Г-21 и

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Пермской области в порядке ст. 52 АПК РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по Ленинскому району г. Перми от 28.12.2002 N 2935, о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, внесенной 28.12.2002 за номером 1025900535781.

Заинтересованными лицами в заявлении указаны администрация Ленинского района г. Перми,
департамент экономики и инвестиций администрации г. Перми.

Определением Арбитражного суда Пермской области от 13.04.2005 производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (л.д. 44).

Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции того же суда от 01.06.2005 определение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.08.2005 (л.д. 75-77) определение от 13.04.2005 и постановление от 01.06.2005 отменены, дело направлено на рассмотрение суда первой инстанции.

Решением арбитражного суда от 25 октября 2005 г. (л.д. 102-103) в удовлетворения заявления отказано.

Заявитель с решением арбитражного суда не согласен, просит его отменить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, требования прокуратуры Пермской области удовлетворить.

По мнению заявителя, налоговым органом не были учтены положения ст. 1 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“. Департамент экономики и инвестиций является структурным подразделением администрации г. Перми, налоговый орган не вправе вносить запись в ЕГРЮЛ как о юридическом лице. В нарушение ст. 54 ГК РФ наименование департамента не включает его организационно-правовую форму. Довод суда о том, что данный департамент по всем параметрам подпадает под понятие “учреждение“, содержащееся в ст. 30 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, ст. 48, 50, 120 ГК РФ, ст. 9, 14 ФЗ “О некоммерческих организациях“, несостоятелен.

Инспекция ФНС РФ по Ленинскому району г. Перми просит решение суда первой инстанции оставить без изменения по следующим мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

В соответствии с пп. 1, 3 ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, особенности правового положения
отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Согласно ст. 20 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ выборные и иные органы местного самоуправления местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Пункт 6 статьи 35 Устава г. Перми от 13.03.1996 устанавливает, что юридическими лицами в системе городского самоуправления являются самостоятельные структурные подразделения администрации города в соответствии с положениями о них. Согласно пп. 1.1 и 1.4 Положения от 21.03.2002 департамент экономики и инвестиций администрации г. Перми является юридическим лицом.

Заинтересованные лица - администрация города Перми и департамент экономики и инвестиций администрации г. Перми - считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по мотивам, изложенным в отзыве, представленном в судебном заседании. По мнению указанных лиц, департамент экономики и инвестиций администрации г. Перми является некоммерческой организацией, по организационно-правовой форме - бюджетным учреждением, отвечает всем признакам юридического лица, указанным в ГК РФ, имеет круглую печать с изображением герба города Перми. Имущество департамента составляют закрепленные за ним на праве оперативного управления основные и оборотные средства, отражаемые на его самостоятельном балансе, департамент отвечает по обязательствам этим имуществом.

Дело пересмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.

Инспекцией МНС РФ по Ленинскому району г. Перми принято решение N 2935 от 28 декабря 2002 года о регистрации в качестве юридического лица - департамента экономики и инвестиций администрации города Перми на основании представленных для регистрации документов, полученных регистрирующим органом (л.д. 16).

В этот же день инспекцией в
Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1025900535781 о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, - департаменте экономики и инвестиций администрации города Перми (свидетельство, л.д. 15).

Полагая, что решение налоговой инспекции не соответствует ст. 48, 51, 54 ГК РФ, ст. 14, 20 ФЗ РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, ст. 216 Бюджетного кодекса РФ, ст. 1, 12 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, прокурор на основании ст. 52 АПК РФ обратился в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными решения от 28.12.2002 N 2935, и записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 28.12.2002 за номером 1025900535781.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался ст. 48, 50, 120 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, ст. 14, 20, 30 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, ст. 9, 14 ФЗ “О некоммерческих организациях“ и исходил из следующего.

Согласно ст. 35 Устава города Перми в редакции, принятой решением Пермской городской Думы от 22.12.1999, и Положению о департаменте экономики и инвестиций администрации города Перми, зарегистрированному Постановлением главы города Перми от 21.03.2002 N 830, данный департамент является юридическим лицом.

Во исполнение требований ст. 26 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ департаментом, созданным в качестве юридического лица до введения в действие данного Закона (01.07.2002), в регистрирующий орган представлены сведения, предусмотренные подпунктами “а“-“д“, “л“ пункта 1 статьи 5 названного Закона.

Регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц запись внесена правомерно,
оснований для отказа во внесении сведений в реестр о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, не имеется.

Из материалов дела следует, что выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными и правомерными.

Постановлением главы города Перми от 21.03.2002 N 830 (л.д. 21-22) утверждено Положение о департаменте экономики и инвестиций администрации города Перми (л.д. 22-27), из пункта 1.4 Положения следует, что департамент является юридическим лицом, в пункте 1.1 Положения указано, что департамент входит в систему городского самоуправления, является самостоятельным структурным подразделением администрации города. Содержание пункта 1.4 Положения и создание департамента в качестве юридического лица не противоречат нормам ст. 14, 20 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, соответствуют пункту 6 статьи 35 Устава г. Перми от 13.03.1996, которым предусмотрено, что юридическими лицами в системе городского самоуправления являются самостоятельные структурные подразделения администрации города в соответствии с положениями о них.

Исходя из того, что департамент экономики и инвестиций администрации города Перми не является коммерческой организацией, обладает правоспособностью юридического лица, предусмотренной ст. 49 ГК РФ, вывод суда первой инстанции о том, что департамент является учреждением, правомерен в силу ст. 48 (п. 1), 50 (п. 3), 120 ГК РФ.

Статьей 26 (ч. 3) ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ предусмотрено, что уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в законную силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами “а“-“д“, “л“ пункта 1 статьи 5 настоящего Закона: полное и сокращенное
наименование, организационно-правовая форма, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, способ образования юридического лица, сведения об учредителях (участниках) юридического лица.

Инспекцией МНС РФ по Ленинскому району г. Перми принято решение N 2935 от 28 декабря 2002 года о регистрации в качестве юридического лица - департамента экономики и инвестиций администрации города Перми и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025900535781 о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, на основании сообщения по форме N Р17001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 “Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению“ (л.д. 91-93).

Все необходимые для осуществления регистрации сведения, предусмотренные в пункте 1 статьи 5 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, в сообщении содержались. Оснований для отказа в государственной регистрации департамента экономики и инвестиций администрации города Перми, предусмотренных ст. 23 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, не имелось. Право либо обязанность налоговой инспекции (регистрирующего органа) осуществления правовой экспертизы представленных для государственной регистрации юридического лица документов законом не предусмотрены.

При вышеизложенных обстоятельствах отсутствие указания на организационно-правовую форму в Положении о департаменте носит устранимый характер, не является основанием для признания ненормативного акта недействительным.

Нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц, предусмотренное ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, решением ИМНС РФ по Ленинскому району г. Перми от 28.12.2002 N 2935 и записью, внесенной 28.12.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц за номером 1025900535781 на основании данного решения, из представленных лицами, участвующими в деле,
документов не усматривается.

Следовательно, для отмены решения суда первой инстанции оснований не имеется, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция гражданской коллегии Арбитражного суда Пермской области

ПОСТАНОВИЛА:

решение Арбитражного суда Пермской области от 25 октября 2005 г. по делу N А50-786/2005-Г-21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.