Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской обл. от 15.03.2005, 10.03.2005 по делу N А50-45628/2004-А5 Законодательством не предусмотрен отказ налогового органа в переходе организации на упрощенную систему налогообложения по причине неодновременной подачи заявления о переходе на названную систему налогообложения и заявления о постановке на налоговый учет.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 15 марта 2005 г. Дело N А50-45628/2004-А5“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2005 г.

Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2005 г.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу УФНС РФ по Пермской области и КПАО на решение от 29 декабря 2004 года по делу N А50-45628/2004-А5 Арбитражного суда Пермской области по заявлению ООО к Управлению МНС РФ по Пермской области и КПАО о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения УМНС РФ по Пермской области и КПАО от 30.08.2004 N 09-12/190.

Решением арбитражного суда от 29.12.2004
требования удовлетворены. Оспариваемое решение налогового органа признано незаконным.

Не согласившись с судебным актом, Управление ФНС РФ по Пермской области и КПАО просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Ответчик полагает, что заявителю правомерно отказано в применении упрощенной системы налогообложения, так как заявление о переходе на такую систему организация обязана подать одновременно с пакетом документов, необходимых для ее государственной регистрации в качестве юридического лица.

Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно, оснований для отмены судебного акта не усматривает.

Судом апелляционной инстанции произведена замена стороны по делу в соответствии со ст. 48 АПК РФ. Ответчик - Управление МНС РФ по Пермской области и КПАО - заменен на Управление ФНС РФ по Пермской области и КПАО.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 АПК РФ.

Как установлено материалами дела, настоящий спор возник в результате направления Межрайонной ИМНС РФ N 9 по Пермской области и КПАО 24.05.2004 в адрес ООО уведомления N 29 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения. Уведомление обжаловано обществом в УМНС РФ по Пермской области и КПАО, которое решением от 30.08.2004 N 09-12/190 оставило жалобу без удовлетворения.

Посчитав, что указанное решение налогового органа является незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд.

При разрешении спора суд первой инстанции, исходя из положений ч. 2 ст. 346.13 и ч. 3 ст. 83 НК РФ, пришел к выводу, что закон не содержит требования о возможности подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации. При этом суд исходил из нормы ч. 7 ст. 3 НК
РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Данный вывод суда является верным и соответствующим действующему законодательству.

ООО 28.04.2004 представило в налоговый орган заявление о регистрации в качестве юридического лица. 30.04.2004 налоговым органом принято заявление общества о переходе на упрощенную систему налогообложения. 05.05.2004 ООО зарегистрировано в качестве юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Положения указанной статьи не предусматривают обязательных условий, которые необходимо исполнить вновь созданной организации для использования права применения упрощенной системы налогообложения.

Организации, которые не вправе применять данную систему налогообложения, перечислены в п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На ООО положения п. 3 названной статьи не распространяются.

Общество является вновь созданным юридическим лицом, дата создания 05.05.2004, следовательно, до этого времени общество не осуществляло хозяйственную деятельность и не применяло другую систему налогообложения. Заявление о переходе на УСН представлено в налоговый орган 30.04.2004, т.е. до его государственной регистрации.

Главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен отказ налогового органа в переходе организации на упрощенную систему налогообложения по причине неодновременной подачи заявления о переходе на названную систему налогообложения и заявления о
постановке на налоговый учет.

Кроме этого, как правильно сделал ссылку суд первой инстанции на новую редакцию ч. 3 ст. 83 НК РФ, действующую с 01.01.2004, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Довод заявителя жалобы о том, что заявление о регистрации юридического лица является одновременно заявлением о регистрации юридического лица как такового и заявлением о постановке на налоговый учет, следовательно, одновременно с таким заявлением общество обязано было представить заявление о переходе на УСН, судом апелляционной инстанции отклоняется как не основанный на нормах действующего законодательства.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 23.12.2003 имеет номер 185-ФЗ, а не 185.

Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“. Постановка на налоговый учет производится в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Исходя из положений указанных нормативных актов, нельзя отождествлять заявление о государственной регистрации юридического лица с заявлением о постановке на налоговый учет. Законодатель, внося изменения в Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон N 185 от 23.12.2003) и освобождая организации и индивидуальных предпринимателей от обязанности представления отдельного заявления о постановке на налоговый учет, исходил из принципа подачи заявления “в одно окно“, не заменяя одно заявление другим.

Правомерно применена судом и норма ч. 7 ст. 3 НК РФ о толковании неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, поскольку порядок постановки на налоговый учет изменен, а положения п. 2 ст. 346.13
НК РФ ставят подачу заявления о переходе на УСН в зависимость от момента подачи заявления о постановке на налоговый учет.

При таких обстоятельствах решение суда от 29.12.2004 и апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда от 29.12.2004 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.