Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.03.2006, 14.03.2006 по делу N А40-413/06-87-5 Освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

6 марта 2006 г. Дело N А40-413/06-87-514 марта 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 6 марта 2006 г.

Решение в полном объеме изготовлено 14 марта 2006 г.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Г. с участием: от заявителя - К. (дов. от 07.12.05), от ответчика - не явились, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ИФНС РФ по Апшеронскому району Краснодарского края к Российскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации “ЕЭС России“ о взыскании задолженности по налогу и пени в сумме 1231295 руб., протокол судебного заседания вел судья,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС РФ по Апшеронскому району Краснодарского края (далее -
Инспекция) просит взыскать с Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации “ЕЭС России“ (далее - Ответчик) задолженность по налогу на имущество и пени в сумме 1231295 руб. на основании решения N 77 от 21.09.2004 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответчик заявленные требования не признан по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Суд, исследовав письменные доказательства, выслушав объяснения представителей сторон, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной ответчиком декларации по налогу на имущество за период 6 месяцев 2004 года.

Инспекцией установлено, что Ответчиком в нарушение п. 11 ст. 381 НК РФ неправомерно применена льгота по налогу на имущество, так как налоговая льгота применяется в соответствии с утверждаемым Правительством Перечнем, который в настоящее время не утвержден, в результате чего занижена налогооблагаемая база по налогу на имущество на сумму 188412586 руб., недоначислены авансовые платежи по налогу на имущество в сумме 1036269 руб.

Решением N 77 от 21.09.2004 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения Ответчику был доначислен налог на имущество в размере 1036268 руб., пени по налогу в сумме 21834 руб.

Ответчик, не соглашаясь с доводами Инспекции, пояснил следующее.

На основании ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. То есть налоговые льготы являются обязательным элементом при исчислении налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 21, пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы (преимущества, предоставляемые отдельным
категориям налогоплательщиков, в том числе возможность не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере) при наличии оснований и порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

На момент представления Ответчиком налоговой декларации по налогу на имущество за 1-й квартал и 2-й квартал 2004 года названный Перечень действительно не был утвержден. Вместе с тем на балансе у предприятия имелись сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью линий электропередачи, что давало ему право на льготу.

Льготируемое имущество определялось Обществом исходя из Перечня электросетевых объектов, входящих в состав линий электропередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации 25.04.2001 по согласованию с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Министерством финансов Российской Федерации. При разработке этого Перечня использовались ГОСТ 24291-90, ГОСТ 19431-84, СНиП 3.05.06-85 “Электротехнические устройства“, Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей и Правила устройства электроустановок, которые являются действующими нормативными актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (к данному имуществу отнесены и электрические подстанции ОКОФ 143115020), в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций. Постановление применяется к возникшим с
1 января 2004 г. правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций.

По итогам 2004 года база для начисления налога на имущества была равна нулю, обязанности по уплате налога по структурному подразделению Центральная подстанция “ПС-500“ ОАО РАО “ЕЭС России“, не возникло, следовательно отсутствует и основание для начисления пени.

Суд считает, что следует отказать в удовлетворении заявления Инспекции, исходя из п. 1 ст. 109 НК РФ, в связи с отсутствием события налогового правонарушения.

Суд принимает доводы Ответчика и отклоняет доводы Инспекции, исходя из следующего.

Отсутствие Перечня имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ на момент вынесения обжалуемого решения, не являлось препятствием для того, чтобы налогоплательщик мог воспользоваться льготой по налогу на имущество. Имущество, в данном случае электрическая подстанция, по своему назначению является неотъемлемой технологической частью объекта, указанного в п. 11 ст. 381 НК РФ, что подтверждается Перечнем электросетевых объектов, входящих в состав линий электропередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации 25.04.2001 по согласованию с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Министерством финансов Российской Федерации.

Кроме того, в Перечне имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, указано, что данное Постановление применяется к возникшим с 01.01.2004 правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 181, 216 АПК РФ суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления ИФНС РФ по Апшеронскому району Краснодарского края о взыскании с Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации “ЕЭС России“ задолженности по налогу на имущество и пени в сумме 1231295 руб.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца
в арбитражный суд апелляционной инстанции и в течение двух месяцев в кассационной инстанции.