Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2005 по делу N А26-10532/2004-29 Поскольку порядок предъявления требований налоговых органов по обязательным платежам и порядок их удовлетворения в отношении несостоятельных должников регулируется специальными нормами законодательства о банкротстве, признано недействительным вынесенное в порядке статьи 176 НК РФ решение налоговой инспекции в отношении организации, признанной банкротом, о зачете НДС по экспортным поставкам в счет погашения недоимки по НДС по внутреннему рынку.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 3 июня 2005 года Дело N А26-10532/2004-29“

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2005 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2005 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой Е.К., судей Згурской М.Л., Савицкой И.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карпенко А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции МНС России N 9 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.01.2005 по делу N А26-10532/2004-29 (судья Курчакова В.М.), принятое по заявлению ОАО “Пудожпромлес“ к Межрайонной инспекции МНС России N
9 по Республике Карелия о признании недействительным решения налогового органа, при участии: от заявителя - не явился (извещен 26.04.2005); от ответчика - не явился (извещен 27.04.2005),

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Пудожпромлес“ обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС России по Пудожскому району Республики Карелия (в настоящее время - Межрайонная ИМНС России N 9 по Республике Карелия, далее - Инспекция) от 21.06.2004 N 176 о зачете суммы НДС по экспортным поставкам в размере 282364 руб. в счет погашения недоимки и начисленного НДС по внутреннему рынку по декларации за май 2004 г.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 24.01.2005 требования заявителя удовлетворены.

В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права - пункта 1 статьи 106 и статьи 110 Федерального закона РФ от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон “О несостоятельности (банкротстве)“ N 6-ФЗ), статьи 176 Налогового кодекса РФ. Инспекция считает, что из анализа вышеназванных норм Закона “О несостоятельности (банкротстве)“ N 6-ФЗ следует, что налоги и обязательные платежи в бюджет, обязанность по уплате которых возникает после открытия конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации-должника, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди.

Стороны в настоящее судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, на что указывают имеющиеся в материалах дела почтовые уведомления с отметками о вручении. Ходатайств и заявлений об отложении рассмотрения апелляционной жалобы или о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя от сторон не поступило.

Апелляционная жалоба
рассмотрена в соответствии с пунктом 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие представителя Инспекции и заявителя.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, заявитель 22.03.2004 представил в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за февраль 2004 года и документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса РФ, которые обосновывают его право на возмещение НДС в сумме 282364 руб. при осуществлении экспортных операций.

По результатам камеральной проверки налоговой декларации налоговым органом составлена докладная записка N 163 от 21.06.2004 и принято решение N 176 от 21.06.2004 о зачете 282364 руб. НДС в счет погашения недоимки и начисленного НДС по внутреннему рынку по декларации за май 2004 г.

В обоснование принятого решения налоговый орган указал на то, что общество 21.06.2004 представило в налоговый орган декларацию по НДС за май 2004 г., согласно которой начисленная к уплате сумма составила 83340 руб., но в бюджет не уплачена. Кроме того, по состоянию на 21.06.2004 за обществом числилась недоимка АО НДС в сумме 9051054 руб.

Учитывая данные обстоятельства, в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса РФ сумма НДС по экспортным поставкам в размере 282364 руб., подлежащая возмещению из бюджета за февраль 2004 г., подлежит зачету в счет погашения имеющейся недоимки и начисленного НДС по внутреннему рынку по декларации за май 2004 г.

Общество, не согласившись с решением Инспекции, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявление, суд сослался на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 114 Закона N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ возникшие у общества после закрытия реестра
требований кредиторов обязательства по уплате обязательных платежей не подлежали удовлетворению вне очереди, следовательно, не подлежал и применению порядок возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренный статьей 176 Налогового кодекса РФ, в части правомочий налогового органа производить зачет сумм налога, подлежащего возмещению должнику, в счет недоимки этого должника, подлежащей удовлетворению вне очереди.

Апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.07.2003 по делу N А26-3965/02-Б/381 общество признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 23.07.2004. При этом суд названным решением прекратил в отношении общества процедуру внешнего управления, которая была введена определением суда от 01.11.2002. Определением того же суда от 02.08.2004 срок конкурсного производства продлен до 23.01.2005.

Согласно части 2 пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации определен в статье 49 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 3 названной нормы Кодекса предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 65 Гражданского кодекса РФ порядок ликвидации такого юридического лица устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ при ликвидации юридического лица его задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается в четвертую очередь.

При этом в соответствии с пунктом 5 данной статьи Кодекса требования кредиторов, заявленные после
истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Как следует из статьи 233 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, в случае открытия конкурсного производства после завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу этого Федерального закона, к процедуре конкурсного производства применяются нормы Закона “О несостоятельности (банкротстве)“ N 6-ФЗ, что имеет место в данном случае.

В силу пункта 3 статьи 11 Закона “О несостоятельности (банкротстве)“ N 6-ФЗ к налоговым и иным уполномоченным органам применяются нормы о кредиторах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно статье 2 названного Закона конкурсное производство в отношении должника применяется в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов, в связи с чем статьей 106 этого Закона установлена очередность удовлетворения таких требований, которая полностью соответствует положениям статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

При этом в силу пункта 1 статьи 98 Закона “О несостоятельности (банкротстве)“ N 6-ФЗ с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

В силу статьи 100 данного Закона в рамках конкурсного производства требования кредиторов предъявляются в срок, не превышающий двух месяцев с даты публикации в официальных источниках сведений о признании должника банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства.

Конкурсный управляющий рассматривает заявленные требования и заносит их в реестр требований кредиторов.

Как видно из материалов дела, сведения о признании общества банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства на основании решения Арбитражного суда Республики Карелия от 23.07.2003 по делу N
А26-3965/02-Б/381 опубликованы конкурсным управляющим в “Вестнике Арбитражного суда Российской Федерации“ 08.08.2003. При этом кредиторы были уведомлены, что реестр требований кредиторов закрывается по истечении двух месяцев с даты опубликования данного сообщения.

Согласно имеющемуся в материалах дела реестру требований кредиторов общества, требование налогового органа о включении в реестр задолженности общества по налогам, заявленное 22.09.2003, удовлетворено конкурсным управляющим и включено в четвертую очередь удовлетворения требований кредиторов.

Как следует из пункта 1 статьи 106 Закона “О несостоятельности (банкротстве)“, в ходе конкурсного производства вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшие в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

Вместе с тем положениями пункта 4 статьи 114 Закона “О несостоятельности (банкротстве)“ определено, что требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок, что согласуется с положениями пункта 5 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

Поскольку из вышеуказанных норм Налогового кодекса и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что порядок предъявления требований налоговых органов по обязательным платежам и порядок их удовлетворения в отношении несостоятельных должников (налогоплательщиков) регулируются исключительно специальными нормами законодательства о банкротстве, то возможность удовлетворения этих требований путем одностороннего зачета, в том числе и в случаях, предусмотренных статьей 176 Налогового кодекса РФ, не допускается.

Следовательно, решение от 21.06.2004 N 176 противоречит вышеперечисленным нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона “О несостоятельности (банкротстве)“ N 6-ФЗ.

При
изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.01.2005 по делу N А26-10532/04-29 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции МНС России N 9 по Республике Карелия - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗАЙЦЕВА Е.К.

Судьи

ЗГУРСКАЯ М.Л.

САВИЦКАЯ И.Г.