Решения и постановления судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2005 по делу N А56-41793/2004 Суд, отказывая в признании незаконным постановления налогового органа о привлечении лица к административной ответственности за осуществление наличных денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники, отклонил довод о нарушении инспекцией положений статьи 27.8 КоАП РФ, выразившемся в проведении осмотра магазина в отсутствие понятых, поскольку из материалов дела следует, что инспекцией осмотр магазина не производился.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 11 апреля 2005 года Дело N А56-41793/2004“

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2005 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2005 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Т.И.Петренко, судей Г.В.Борисовой, В.В.Черемошкиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.И. Аль Марашдех, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 января 2005 года по делу N А56-41793/2004 (судья О.А.Алешкевич) по заявлению ООО “С-Индустрия“ к Инспекции МНС РФ по Фрунзенскому району
Санкт-Петербурга об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, при участии: от истца (заявителя, взыскателя) - пред. А.А.Никонова по дов. от 12.10.2004, от ответчика (должника) - пред. А.Ю.Мицкевич по дов. N 02/1288 от 24.01.2005,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “С-Индустрия“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции МНС РФ по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) об отмене постановления N 1704 от 30.09.2004 о назначении наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей как вынесенного с нарушением действующего законодательства РФ и основанного на недоказанных обстоятельствах.

Решением от 12.01.2005 судом удовлетворены заявленные требования, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

На указанное решение инспекцией подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон). По мнению подателя жалобы, судом сделан неправомерный вывод об отсутствии у инспекции оснований для привлечения к административной ответственности, ссылаясь на необходимость взаимодействия налоговых органов с органами внутренних дел при осуществлении контрольных функций по применению контрольно-кассовой техники.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы и заявил ходатайство
о процессуальном правопреемстве, в котором просил заменить ИМНС РФ по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга в связи с ее реорганизацией в виде преобразования.

В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ ходатайство налогового органа удовлетворено, Инспекция МНС РФ по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга заменена в порядке процессуального правопреемства на Инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из представленных в материалы документов, 20.09.2004 сотрудниками инспекции проведена проверка выполнения обществом требований Федерального закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“.

В ходе проверки было выявлено нарушение порядка проведения расчета, выразившееся в расчете за товар без применения контрольно-кассовой машины, о чем составлен акт от 20.09.2004 N 78162163 и оформлен протокол об административном правонарушении от 27.09.2004 N 1704.

Постановлением N 1704 от 30.09.2004 ООО “С-Индустрия“ привлечено к административной ответственности за нарушение статьи 5 Федерального закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“.

Наказание определено в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Удовлетворяя требования общества о признании незаконным оспариваемого постановления о назначении административного наказания, суд первой инстанции пришел к выводу
о том, что налоговым органом в нарушение пункта 2 статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ допущено использование доказательств, полученных с нарушением закона, так как статьей 7 Закона установлено, что органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций.

В соответствии со статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, влечет наложение административного штрафа.

Пунктом 1 статьи 2 Закона на юридические лица и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов.

Факт неприменения контрольно-кассовой техники, свидетельствующий о необеспечении соблюдения требований Закона, инспекцией установлен и обществом не оспаривается.

Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вывод суда о нарушении инспекцией закона, так как в нарушение статьи 7 Закона не был привлечен к проведению контрольного мероприятия орган внутренних дел, является несостоятельным.

Согласно части 1 статьи 7 Закона предусматриваются полномочия налогового органа по проведению проверки
выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.

Приобретение товара в принадлежащем ООО “С-Индустрия“ магазине должностными лицами инспекции является формой проведения проверки на предмет выдачи кассовых чеков покупателям и не выходит за рамки полномочий налоговых органов.

Частью 2 статьи 7 Закона установлено, что органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними контрольных функций. Это означает, что при необходимости налоговый орган привлекает к участию в проверке правоохранительные органы. Названная норма не обязывает налоговые органы привлекать органы внутренних дел к осуществлению контроля за соблюдением применения контрольно-кассовой техники.

Довод заявителя о нарушении инспекцией при проведении контрольных мероприятий положений статьи 27.8 КоАП РФ, а именно проведение осмотра магазина при отсутствии понятых, отклоняется апелляционным судом.

Как следует из представленных материалов, должностными лицами инспекции не производился осмотр магазина на основании статьи 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С учетом изложенного выше апелляционный суд считает вынесенное Инспекцией МНС РФ по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга постановление N 1704 от 30.09.2004 законным.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает жалобу инспекции подлежащей удовлетворению, а решение - принятым с нарушением норм материального права.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от
12.01.2005 по делу N А56-41793/2004 отменить.

В удовлетворении заявления отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПЕТРЕНКО Т.И.

Судьи

БОРИСОВА Г.В.

ЧЕРЕМОШКИНА В.В.