Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2006, 10.03.2006 по делу N А40-3006/06-99-25 Суд удовлетворил требование о признании незаконным решения налогового органа об отказе возместить НДС, так как заявитель представил полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0% по НДС.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

3 марта 2006 г. Дело N А40-3006/06-99-2510 марта 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2006 года.

Полный текст решения изготовлен 10 марта 2006 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи З., при ведении протокола судебного заседания судьей З., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО “Сибур - Русские шины“ к Инспекции ФНС России N 30 по г. Москве о признании частично недействительным решения от 28.10.05 N 867, при участии: от заявителя - К., дов. N 83 от 29.12.05; от ответчика - Е., дов. N 31 от 02.11.05,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Сибур - Русские шины“ обратилось в
Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России N 30 по г. Москве о признании недействительным пункта 2 решения ИФНС России N 30 по г. Москве от 28.10.05 N 867 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 607958 руб.

В обоснование своих требований заявитель указал на то, что Инспекцией ФНС России N 30 по г. Москве необоснованно отказано ООО “Сибур - Русские шины“ в возмещении сумм налога, уплаченная сумма НДС в размере 607958 руб. до настоящего времени не возвращена заявителю, отвлечена из оборотных средств юридического лица и не участвует в хозяйственной деятельности заявителя. Таким образом, ответчик своими действиями нарушает законные права и интересы заявителя и лишает заявителя возможности получения прибыли. Считает обжалуемое решение налогового органа незаконным и нарушающим его права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Ответчик против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве, однако каких-либо доказательств в обоснование своих возражений не представил.

В заседании суда объявлялся перерыв с 01.03.06 по 03.03.06.

Оценив представленные по делу доказательства, заслушав мнение сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Как усматривается из материалов дела, письмом N 3258 от 19.07.05 (л. д. 19) и дополнением к нему N 3685 от 03.08.05 (л. д. 20) ООО “Сибур - Русские шины“ направило в адрес Инспекции ФНС России N 30 по г. Москве налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% за июнь 2005 г. (л. д. 21 - 28) и копии документов, обосновывающих право ООО “Сибур - Русские шины“ на возмещение налога.

Инспекцией ФНС России N
30 по г. Москве по результатам проведенной в период с 20.07.05 по 20.10.05 камеральной проверки 28 октября 2005 года было вынесено решение N 867 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость. Указанным решением применение обществом налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 1881300 руб. было признано обоснованным, в возмещении НДС в сумме 607958 руб. отказано. Отказ налоговый орган мотивировал тем, что в результате реализации товара на экспорт в Республику Беларусь для ООО “Сибур - Русские шины“ наступает только налоговая экономия при фактическом отсутствии хозяйственного результата (наличие убытка в размере 222904 руб.), что является признаком недобросовестности.

Судом установлено следующее.

Как усматривается из текста заявления, ООО “Сибур - Русские шины“, согласно пункту 4.2 устава, утвержденного решением единственного участника общества N 1/05 от 15.04.2005, основными видами деятельности ООО “Сибур - Русские шины“ являются оптовая торговля, производство и реализация продукции нефтехимии, шинной и резинотехнической продукции. Деятельность ООО “Сибур - Русские шины“, прежде всего, направлена на систематическое получение прибыли от продажи товаров, а также на расширение клиентской базы покупателей шинной продукции.

Подтверждением факта прибыльности деятельности ООО “Сибур - Русские шины“ является налоговая декларация по налогу на прибыль за 2004 год (л. д. 126 - 136), в которой с учетом всех расходов и доходов за отчетный период в строке “Налоговая база за отчетный (налоговый) период“ отражена сумма прибыли в размере 8923184 руб.

Приоритетным направлением деятельности заявителя является поставка шинной продукции на комплектацию сборочных конвейеров предприятий отечественной автомобильной промышленности и Республики Беларусь.

В 2003 году между ООО “Сибур - Русские шины“ и производственным республиканским
унитарным предприятием “Минский автомобильный завод“ (ПРУП “МАЗ“) были заключены договор N СРШ.327.12 и спецификация N 1 от 09.02.2004 о поставке в феврале - декабре 2004 года шинной продукции на сумму 30295000 руб. с учетом НДС - 18%.

25.03.2005 между ООО “Сибур - Русские шины“ и ПРУП “МАЗ“ подписана спецификация N 2 к договору N СРШ.327.12 от 22.12.2003, в связи с чем поставка шинной продукции в адрес ПРУП “МАЗ“ осуществлялась в 2005 году, сотрудничество между сторонами по договору не прекратилось.

На основании спецификации N 1 от 01.04.2005 к договору поставки N КС.5794.24 от 01.03.2005 ООО “Сибур - Русские шины“ приобрело у ОАО “АК “Сибур“ товар на сумму 1783223 руб. 73 коп., и налог на добавленную стоимость (18%) - в размере 320980 руб. 27 коп. Таким образом, общая стоимость приобретенного товара составила 2104204 руб.

Факт получения товара заявителем подтверждается:

- товарной накладной N 1200/1 от 12.04.2005, 12.04.2005;

- товарной накладной N 1200/2 от 18.04.2005, 18.04.2005.

Факт оплаты поставленного товара подтверждается:

- платежным поручением N 712 от 30.05.2005;

- выпиской по счету 40702810800000784201 заявителя в “НОМОС-БАНК“ (ЗАО) за 30.05.2005 на сумму 2104204 руб.,

а также отражен в бухгалтерских регистрах в карточке счета 60.1.

Указанный выше товар был реализован заявителем в адрес ПРУП “МАЗ“ на основании спецификации N 2 от 25.03.2005 к договору поставки N СРШ.327.12 от 22.12.2003 на следующих условиях.

Согласно спецификации N 2 от 25.03.2005 к договору N СРШ.327.12 от 12.12.2003 ПРУП “МАЗ“ произвело предварительную оплату товара, перечислив денежные средства на счет заявителя в размере 1881300 руб. (платежное поручение N 664 от 08.04.2005, выписка по счету заявителя).

В связи с получением авансового платежа от
ПРУП “МАЗ“ заявитель на основании п. 1 ст. 162 НК РФ при исчислении НДС произвел увеличение налоговой базы на сумму 286977 руб. 97 коп., отразив ее в бухгалтерских регистрах на счете 68.2, направил соответствующую декларацию в налоговый орган.

Согласно спецификации N 2 от 25.03.2005 к договору N СРШ.327.12 от 22.12.2003 заявитель отгрузил в адрес ПРУП “МАЗ“ шинную продукцию на общую сумму 1881300 руб., с учетом НДС - 0%, что подтверждается следующими документами:

- товарной накладной N Я00004269 от 18.04.05, счетом-фактурой N 5669 от 18.04.05, заявлением о ввозе товара и уплате косвенных налогов N 293090002 от 18.05.05;

- товарной накладной N Я00003975 от 12.04.2005, счетом-фактурой N 5311 от 12.04.2005, заявлением о ввозе товара и уплате косвенных налогов N 293090001 от 18.05.2005.

В связи с подписанием, а затем и ратификацией на территории Российской Федерации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 “О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг“ был изменен порядок налогообложения при вывозе товаров на экспорт.

Согласно Соглашению от 15.09.2005 и Положению “О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь“ уплаченные суммы косвенных налогов подлежат возврату в порядке, установленном национальным законодательством государств сторон.

Полный комплект документов, подтверждающих закупку и реализацию товара в режиме экспорта, был представлен заявителем в налоговый орган, что подтверждается в оспариваемом решении (абз. 4, сверху, лист первый).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится, при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме
экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Таким образом, налоговым законодательством (ст. 165 НК РФ) установлена необходимость обоснования права на применение льготной ставки 0% строго определенными документами.

Согласно пункту 1 статьи 165 Кодекса при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 данной статьи, представляются следующие документы:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;

- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Как было указано выше, заявителем в соответствии с письмом N 3258 от 19.07.05 (л. д. 19) и дополнением к нему N 3685 от 03.08.05 (л. д. 20) в налоговый орган были представлены отдельная налоговая декларация (по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов) и документы по перечню, содержащемуся в статье 165 Кодекса, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение НДС по экспортным операциям.

Требование налогового законодательства, в соответствии с которым представленные документы в совокупности с достоверностью
должны подтверждать реальность экспортной операции и наличие иных обстоятельств, в т.ч. факт оплаты заявителем российскому поставщику товара, экспортированного впоследствии, и факт поступления валютной выручки (предоплата), с которыми Кодекс связывает право налогоплательщика на получение возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, налогоплательщиком соблюдено.

На обоснованность применения заявителем налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров налоговый орган указывает в пункте 1 резолютивной части оспариваемого решения.

Выводы налогового органа о недобросовестности заявителя, выразившейся в отсутствии экономической выгоды от экспортной сделки, не могут быть признаны судом обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость товаров, исчисленная, исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом акцизов и без включения в них налога на добавленную стоимость.

Из материалов дела о возмещении входного налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, использованным при реализации экспортной продукции, следует, что по сделкам с поставщиками экспортированных в дальнейшем товаров заявитель уплатил своим поставщикам за приобретенные у них товары (автошины) без учета налога на добавленную стоимость сумму в размере 1783223 руб. 73 коп. Цена реализации товаров на экспорт составила 1881300 руб., что выше цены приобретения и свидетельствует о получении заявителем от реализации товаров на экспорт прибыли в сумме 98076 руб. 27 коп.

Кроме того, из справки ИМНС N 30 по состоянию на 03.11.2005 (л. д. 125) усматривается надлежащее исполнение налогоплательщиком - ООО “Сибур - Русские шины“ обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.

На основании пункта 1 статьи 171 НК
РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные в данной статье налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявляемые налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 171 НК РФ).

В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Кодекса суммы, указанные в статье 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, поименованных в статье 165 Кодекса.

В связи с изложенным отказ со стороны налогового органа в удовлетворении требований налогоплательщиков-экспортеров о возмещении уплаченного НДС, предъявляемых с соблюдением порядка, определенного статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, возможен лишь в случае установления факта недобросовестности конкретного лица. При этом доказывание указанного факта является обязанностью ответчика (в данном случае - налогового органа). Аналогичная позиция отражена в Письме МНС России от 05.06.02 N ШС-6-14/793 “О практике применения налоговой ставки 0 процентов и возмещении НДС при экспорте товаров (работ, услуг)“, Письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 апреля 2002 г. N С5-5/уп-342 “К поручению Правительства Российской Федерации от 19.03.02 N ХВ-П-13-03788“.

Следовательно, представление отдельной налоговой декларации и документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение НДС
по экспортным операциям, является основанием для вынесения налоговым органом решения о правомерности применения налоговой ставки и возмещения налога в отношении добросовестных налогоплательщиков.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О указано, что для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“.

Учитывая изложенное, в случае представления налогоплательщиками в налоговые органы налоговой декларации и документов, обосновывающих право на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг), налоговые органы в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации проводят проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. В ходе проверки налоговые органы обязаны исследовать вопрос о наличии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности.

При выявлении фактов, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика, налоговые органы обязаны доказывать недобросовестность налогоплательщика путем представления подтверждающих документов при рассмотрении судами исков налогоплательщиков, связанных с возмещением НДС по экспортным операциям (в данном случае).

Документов, подтверждающих недобросовестность налогоплательщика, налоговым органом не представлено.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.07.2001 N 138-О указал, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Кроме того, в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно
доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Таким образом, обязанность по доказыванию недобросовестности налогоплательщика возлагается на налоговый орган.

Доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении налогоплательщиком требований налогового законодательства, Инспекцией не представлено.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд признает обоснованными требования, заявленные ООО “Сибур - Русские шины“ к ИФНС РФ N 30 по г. Москве, о признании недействительным пункта 2 решения ИФНС России N 30 по г. Москве от 28.10.05 N 867 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 607958 руб.

На основании ст. ст. 146, 148, 164, 165, 171, 176 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 65, 75, 167, 170, 171, 176, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать недействительным решение Инспекции ФНС России N 30 по г. Москве от 28.10.2005 N 867 в части п. 2 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 607958 руб.

Возвратить ООО “Сибур - Русские шины“ расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. из средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано с даты принятия в месячный срок в 9 Арбитражный апелляционный суд.