Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2006, 13.02.2006 по делу N А40-54636/04-102-344 В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 февраля 2006 г. Дело N А40-54636/04-102-344резолютивная часть объявлена 13 февраля 2006 г. “

(извлечение)

Арбитражный суд в составе: председательствующего С., членов суда - единолично, с участием представителя истца: С. - дов. от 02.08.2005 N 4.1-489; представителя ответчика: З. - дов. от 10.01.2006 N 08-04-14/11; представителя третьего лица: не явились, рассмотрев дело по иску ФГУАП “Пулково“ к Министерству финансов РФ, третье лицо: Комитет по труду и социальной защите населения правительства Санкт-Петербурга, о взыскании 73166600 руб.,

УСТАНОВИЛ:

предметом иска является требование о взыскании 73166600 руб. убытков.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец уменьшил сумму иска до 66879890 руб. 31
коп.

По ходатайству истца определением от 25.11.2004 к участию в деле привлечен Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области на правах третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора.

Основанием иска является нарушение ответчиком ст. ст. 158, 228, 233, 234, 257 Бюджетного кодекса РФ, ст. 31 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 г.“.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством РФ не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы и ребенка-инвалида.

В целях возмещения организациям, предоставляющим льготы, расходов на их предоставление Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и реализации в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в РФ“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N 137 его действие продлено на 2002 год.

Согласно этому Порядку бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии. Выплаты компенсаций осуществляют органы социальной защиты субъектов Российской Федерации.

Комитет по труду и социальной защите населения договор с ФГУАП “Пулково“ не заключал, ссылаясь на отсутствие финансирования. ФГУАП “Пулково“ регулярно направляло в Комитет по труду и социальной защите населения реестры пассажиров. Согласно
реестру за период с января по декабрь 2002 года ФГУАП “Пулково“ перевезло 20923 пассажира.

Главным распорядителем средств Фонда компенсаций является Министерство финансов РФ. По сообщению Управления финансов Администрации г. Санкт-Петербурга в 2002 году средства из Фонда компенсаций федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения расходов транспортным предприятиям, оказывающим услуги по перевозке инвалидов в соответствии со ст. 30 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“, не выделялись.

Минфин России как главный распорядитель средств федерального бюджета несет ответственность за эффективное использование бюджетных средств (ст. 160 Бюджетного кодекса РФ). Для этого у Минфина России имеются широкие полномочия, предоставленные Бюджетным кодексом РФ. В соответствии со ст. 233 Бюджетного кодекса РФ Минфин России имеет право перемещать бюджетные ассигнования как главный распорядитель средств федерального бюджета. В соответствии с п. 3 ст. 234 Бюджетного кодекса РФ Минфин России как орган, исполняющий бюджет (ст. 165 Бюджетного кодекса РФ), вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов в пределах 10% бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителю бюджетных средств. Аналогичные права имеет Министерство финансов РФ в соответствии со ст. 261 Бюджетного кодекса РФ.

Указанными полномочиями ответчик не воспользовался.

Недостаточность заложенных в бюджет денежных средств на реализацию предусмотренных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льгот не может служить основанием в отказе компенсации расходов организаций, предоставившим эти льготы. Этот вывод основан на разъяснении, содержащемся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 173-О, в соответствии с которым Федеральный закон о федеральном бюджете, создающий надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах,
изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов, как таковой не порождает и не отменяет права и обязательства и потому не может в качестве последующего закона применять положения других федеральных законов и тем более - лишать их юридической силы.

Ответчик возражает против иска, утверждая об отсутствии как вины, так и противоправного деяния. Кроме того, по мнению Министерства финансов РФ, истец не подтвердил и размер убытков.

Реализация государственной политики в отношении инвалидов относится к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 133 Бюджетного кодекса РФ из федерального бюджета может быть оказана финансовая помощь субъектам Российской Федерации в форме субвенций и субсидий на финансирование отдельных расходов. Субсидии предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов.

На реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ субсидии перечисляются Минфином России в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.

Расходование этих средств осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно (ст. 31 Бюджетного кодекса РФ), ответственность за это возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и других получателей бюджетных средств, осуществляющих расходование субсидий.

В 2002 году из федерального бюджета Фонда компенсаций были перечислены субсидии на реализацию Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в размере 653,3 милл. руб. Свои обязательства Минфин России исполнил в полном объеме, что подтверждается актом сверки расчетов по межбюджетным отношениям на 1 января 2003 г.

Ответчиком не представлены листы талонов,
подтверждающих право на льготу, согласно Письму Минтруда России от 19.02.1997 N 817-АО “О реализации льгот на проезд“, предоставленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Третье лицо считает иск необоснованным.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно Порядку предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, утвержденного Постановлением Правительства от 14.07.2001 N 536, перечисляют денежные средства организациям, оказывающим услуги, имеющим льготы инвалидам в пределах тех средств, которые поступают из Фонда компенсаций. Комитет по труду и социальной защите населения не имел права (и возможности) произвести соответствующие выплаты ФГУАП “Пулково“, поскольку средства на их осуществление из Фонда компенсаций в рассматриваемый период времени не поступали.

Статьи 8 и 15 ГК РФ не подлежат применению в данном деле, поскольку отношения по возмещению расходов на реализацию федеральных законов носят публичный характер и, как следствие, применению подлежат ст. ст. 83, 180 Бюджетного кодекса РФ, закрепляющие приоритет Закона о бюджете.

Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явился.

Дело рассмотрено без участия представителя Комитета труда и социальной защиты населения правительства Санкт-Петербурга в соответствии с ч. 1 ст. 123, ч. ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные
в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В период с января по декабрь 2002 г. ФГУП “Пулково“ осуществляло перевозку пассажиров, имеющих право на льготы, предусмотренные Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, расходы предприятия составили 66879890 руб. 31 коп.

Права инвалидов на бесплатный проезд и 50-процентную скидку со стоимости проезда на междугородних линиях воздушного транспорта установлены статьей 30 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В соответствии со ст. 133 Бюджетного кодекса РФ из федерального бюджета может быть оказана финансовая помощь субъектам Российской Федерации в форме субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов. Субсидии предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Согласно пункту 3 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N 137, субвенции начисляются Минфином России на счета бюджетов субъектов Российской Федерации в качестве субвенций и субсидий, осуществляются субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Представители возражают против привлечения к участию в деле органов социальной защиты населения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают граждане, использующие право на льготную перевозку. Сведения о месте проживания граждан в суд не представлены.

Возражая против иска, Минфин России утверждает о том, что в 2002 году из федерального бюджета и Фонда компенсаций субъектам Российской Федерации начислены все денежные средства, предусмотренные Законом о бюджете.

Вместе с тем ответчиком не представлено доказательство того, что этих средств достаточно для финансирования расходов перевозчиков, не представлены доказательства того, что
осуществлено их целевое использование.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы или должностные лица.

Ответчик соответствующих доказательств не представил, в связи с чем иск подлежит удовлетворению на основании ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.

Размер фактических расходов (себестоимость) на проезд инвалидов определен на основании финансового отчета с учетом фактической рентабельности предприятия.

Суд признает указанный расчет экономически обоснованным.

В соответствии со ст. 333.40 НК РФ госпошлина возвращается из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 104, 110, ч. 1 ст. 123, ч. ч. 1, 3 ст. 156, ст. ст. 167 - 182 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФГУАП “Пулково“ 66879890 руб. 31 коп.

Возвратить ФГУАП “Пулково“ из федерального бюджета 100000 руб. госпошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.