Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2006, 16.02.2006 по делу N А40-71783/05-2-456 Заявление о признании недействительными решения антимонопольного органа и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства удовлетворено, так как действующее законодательство Российской Федерации предусматривает обязательное зачисление средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты пенсий и пособий военным пенсионерам, на их вклады, открытые в системе Сбербанка России.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

14 февраля 2006 г. Дело N А40-71783/05-2-45616 февраля 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 14.02.06.

Полный текст решения изготовлен 16.02.06.

Арбитражный суд в составе: председательствующего: М., при ведении протокола судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО АКБ Сбербанк России к ФАС России, 3-е лицо: ОАО АК “Байкалбанк“ о признании незаконными решение, предписание, при участии от истца: З. дов. N 01-1/99 от 10.02.06, от ответчика: М. дов. N АГ/18687 от 16.12.05, Д. дов. N ИА/16646 от 14.11.05, 3-е лицо: П. дов. N 01-23/132 от 03.08.05,

УСТАНОВИЛ:

ОАО АКБ Сбербанк России (далее - Сбербанк России) обратился в арбитражный суд
с заявлением о признании недействительными решение и предписание Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС) от 09.09.05 по делу N 215/221-05.

ФАС России по заявлению возражает по основаниям изложенным в отзыве (т. 1 л.д. 109 - 116). По утверждению ФАС России оспариваемые решение и предписание соответствуют требованиям законодательства России. Кроме того, ответчик дополнительно сообщил, что 25.08.05 ФАС России было проведено совещание с участием представителей МВД России, Минобороны России, ФСИН России, Минфина России, Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ России, ФТС России, СВР России, Счетной палаты РФ, Сбербанка России и ОАО “Фондсервисбанк“ по вопросу о порядке выплаты пенсий военным пенсионерам. На совещании было отмечено, что Сбербанк России взимает с федеральных органов исполнительной власти за исполнение функций пенсионных органов, в том числе ведение учета назначенных сумму пенсионных выплат, комиссионное вознаграждение в размере 0,1% от суммы пенсионных выплат. Комиссия ФАС пришла к выводу что направленные Бурятским отделением Сбербанка России N 8601 в декабре 2004 года 318 военным пенсионерам письма вводят последних в заблуждение, так как названные письма содержат неточные сведения. Законодательство Российской Федерации, а также Соглашение от 21.12.2004 N 13/4/1150 позволяют зачисление поступающих из федерального бюджета сумм пенсии на счета по вкладам, открытым военными пенсионерами не только в Сбербанке России, но и в иных кредитных организациях.

Принимая во
внимание информацию из письма АК “БайкалБанк“ от 27.04.2005 N 04-04/74, Комиссия установила, что направленные Бурятским отделением Сбербанка России N 8601 в декабре 2004 г. 318 военным пенсионерам письма способны причинить убытки другой финансовой организации.

Сбербанк России осуществляет функцию пенсионных органов на платной основе, взимая с федеральных органов исполнительной власти комиссионное вознаграждение в размере 0,1% от суммы пенсионных выплат. При зачислении Сбербанком России суммы пенсии военного пенсионера во вклад, открытый военным пенсионером в другой кредитной организации (осуществлялось Сбербанком России до декабря 2004 г.), с военного пенсионера комиссия не взимается. При зачислении Сбербанком России суммы пенсии военного пенсионера сначала на счет по вкладу, открытому в Сбербанке России а в дальнейшем, при наличии заявления военного пенсионера, оформлении перевода суммы вклада в иную кредитную организацию, Сбербанк России взимает за такой перевод с военного пенсионера комиссионное вознаграждения в размере 4% (на момент рассмотрения дела N 215/221-05), 2% (в настоящее время) от суммы перевода. Ответчик считает, что Сбербанк России нарушает права и законные интересы военных пенсионеров.

3-е лицо ОАО АК “БайкалБанк“ по заявлению возражает, поддерживает правовую позицию ФАС России. Дополнительно ОАО АК “БайкалБанк“ указал, что соглашение заключенное между Минфином России и Сбербанком России от 21.12.04 N 13/4/1150 является сделкой, а не ненормативным актом и невозможность его исполнения не
влияет на законность оспариваемых заявителем решения и предписания. Пункт 3.5 Соглашения не соответствует ст. 854 ГК РФ.

Выслушав представителей сторон, 3-го лица, рассмотрев представленные материалы, арбитражный суд установил, что требования заявителя заявлены правомерно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из представленных сторонами материалов следует, что в ФАС России поступило заявление ОАО АК “БайкалБанк“ о недобросовестной конкуренции со стороны Сбербанка России на рынке финансовых услуг. В письме от 29.12.2004 N 0118/795 ОАО АК “БайкалБанк“ указывает, что в его адрес поступают запросы от пенсионеров, которые обслуживаются в ОАО АК “БайкалБанк“, с просьбами защиты их законных прав и интересов в части получения ими пенсий в той организации, которую они выбрали по своему усмотрению, так как к ним из Байкальского банка Сбербанка России поступают требования об открытии в Сбербанке России счетов по вкладам или пластиковых карт Сбербанка России для получения пенсий. Указанные действия Сбербанка России, по мнению ОАО АК “БайкалБанк“, необоснованны и нарушают требования Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ в части осуществления недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг, направленной на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности и способной причинить убытки другим кредитным организациям.

В ФАС России поступило также заявление Я. - пенсионера полковника ФСБ России. В своем заявлении Я.
указывает, что в период с 1996 года до декабря 2004 года он получал пенсию, которую пенсионный отдел Сбербанка России по его заявлению перечислял на вклад, открытый им в ОАО АК “БайкалБанк“. Однако в декабре 2004 года Я. получил письмо Сбербанка России с требованием открыть счет по вкладу в Сбербанке России для получения пенсии. Я. считает, что указанные действия Сбербанка России вводят его в заблуждение о формах получения пенсии, установленных законодательством Российской Федерации. При этом с января 2005 года Сбербанк России прекратил перечисление пенсии на вклад, открытый Я. в ОАО АК “БайкалБанк“.

ОАО АК “БайкалБанк“ также сообщает (письмо от 15.04.2005 N 04-04/73), что с января 2005 года Сбербанк России прекратил перечисление пенсий на счета 22 военных пенсионеров, получающих пенсии через ОАО АК “БайкалБанк“. По мнению ОАО АК “БайкалБанк“, данные действия Сбербанка России причиняют ему убытки.

Комиссия ФАС России установила, что в декабре 2004 года Бурятское отделение Сбербанка России N 8601 направило 318 военным пенсионерам, которым оно ранее перечисляло поступающие из федерального бюджета пенсии на счета по вкладам, открытые в других кредитных организациях, письма с указанием необходимости “...до 20 декабря 2004 года открыть в Сбербанке счет по вкладу или пластиковую карту Сбербанка...“ для получения пенсии. В результате пенсии перестали поступать на счета военных пенсионеров
открытых в других кредитных организациях. Указанные письма были направлены пенсионерам на основании письма Байкальского банка Сбербанка России от 11.11.2004 N 23-06/385.

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что суммы пенсий, в том числе военных пенсионеров ФСБ, могут зачисляться во вклады в иных кредитных организаций, формулировки статьи 10 Закона N 4468-1, части первой статьи 105 Закона N 186-ФЗ, пункта 1 статьи 84 Закона N 173-ФЗ, пункта 2.2.2 Соглашения N 01-01-06/03-1710, пункта 2.2.3 Соглашения от 21.12.2004 N 13/4/1150 не предусматривают обязательное зачисление сумм пенсии военным пенсионерам только во вклады Сбербанка России, а допускают зачисление Сбербанком России средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты пенсии военным пенсионерам, на счета во вклады, открытые военными пенсионерами в других кредитных организациях, по заявлению военных пенсионеров.

В связи с изложенным Комиссия ФАС России утверждает, что направленные в декабре 2004 года Бурятским отделением Сбербанка России N 8601 военным пенсионерам письма о необходимости до 20 декабря 2004 года открыть в Сбербанке России счет по вкладу или пластиковую карту Сбербанка России для получения пенсии вводят военных пенсионеров в заблуждение, поскольку содержат неточные сведения. Действующее законодательство Российской Федерации и соглашения Сбербанка России с Минфином России и ФСБ России допускают не только зачисление сумм пенсии на счета по вкладам, открытые военными пенсионерами в Сбербанке России,
но и зачисление поступающих из федерального бюджета сумм пенсии на счета по вкладам, открытые военными пенсионерами в других кредитных организациях.

Комиссия ФАС России признала необоснованными доводы Сбербанка России о том, что перечисление средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты пенсий, на счета, открытые военными пенсионерами в других кредитных организациях, без зачисления на счета военных пенсионеров в Сбербанке России, является нарушением установленного порядка работы со средствами федерального бюджета на основании Акта Счетной палаты Российской Федерации от 03.10.2004.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается, в том числе в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации.

Комиссия ФАС России признала установленным факт нарушения Сбербанком России статьи 15 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“, выразившегося в распространении неточных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации, о необходимости открытия военными пенсионерами для получения пенсии счета по вкладу в Сбербанке России или пластиковой карты Сбербанка России и на основании п. 1 ст. 30 ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ и пунктом 5.7 Правил рассмотрения дел о нарушениях кредитными организациями антимонопольного законодательства и
иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, утвержденных приказом ФАС России от 15.10.2004 N 140 и решила: признать Сбербанк России совершившим нарушение ст. 15 ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“, выразившееся в распространении неточных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации, о необходимости открытия военными пенсионерами для получения пенсии счета по вкладу в Сбербанке России или пластиковой карты Сбербанка России и выдать Сбербанку России предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и об устранении его последствий со сроком исполнения до 10.11.2005.

В обоснование требований Сбербанк России указал, что в соответствии со ст. 84 ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год“ выплата пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации и органах прокуратуры Российской Федерации, и членам их семей осуществляется в 2005 году на территории Российской Федерации через Сбербанк России. Аналогичный порядок существовал и в 2004 году выплата пенсий осуществлялась на основании ст. 105 ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ также через Сбербанк России.

Статья 56 Закона РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних
дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ (далее - Закон о пенсионном обеспечении) предусматривает, что пенсии указанным лицам выплачиваются по месту жительства пенсионеров пенсионными органами федеральных министерств и служб через соответствующие учреждения (филиалы) Сбербанка России путем зачисления сумм пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом. Соглашением о финансировании и выплате пенсий, пособий и компенсаций военным пенсионерам от 31.12.2002 N 01-01-06/03-1710, заключенным между Минфином России и Сбербанком России в соответствии с действующим законодательством, предусматривается зачисление средств федерального бюджета на счета “военных“ пенсионеров, открытых в филиалах Сбербанка России, а также оформление переводов указанных денежных средств военнослужащим через предприятия связи. Аналогичный порядок установлен Соглашением о порядке выплаты пенсий, пособий, компенсаций и других выплат лицам, проходившим службу в органах Федеральной службы безопасности, и членам их семей от 21.12.2004 N 13/4/1150, заключенным между ФСБ России и Сбербанком России.

Производить зачисление суммы пенсии во вклад в другом банке Сбербанк России осуществлять не может, так как эта операция относится к компетенции обслуживающего банка, а осуществлять перечисление денежных средств через систему корреспондентских счетов в другую кредитную организацию без зачисления на счета получателей пенсий Сбербанк России в условиях действующего Соглашения от
21.12.2004 N 13/4/1150 не вправе.

Перечисление средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты пенсий, без зачисления на счета пенсионеров является нарушением установленного порядка работы со средствами федерального бюджета, о чем указано в акте Счетной палаты Российской Федерации. Выявленное нарушение послужило основанием прекращения выплаты пенсий, минуя счета в Сбербанке России. Банком не нарушались права пенсионеров, предусмотренные ст. 56 Закона о пенсионном обеспечении. В частности, выплата пенсии Я. осуществляется Бурятским отделением Сбербанка России N 8601 путем перевода через предприятие связи. В отношении возможности военных пенсионеров получать свои пенсии со счетов по вкладам, открытых в других коммерческих банках, сообщаем, что согласно части второй ст. 56 Закона о пенсионном обеспечении по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти, согласованному с Минфином России, пенсии, назначаемые пенсионными органами этого министерства, могут выплачиваться и в ином порядке, чем это предусмотрено частью первой указанной статьи (в том числе соответствующими организациями на договорных началах). Ст. 84 ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год“, предусматривающая выплату пенсий, пособий и компенсаций военным пенсионерам через Сбербанк России, носит императивный характер и не предусматривает возможность расширительного толкования. Вкладчики Сбербанка России после получения пенсии на свой счет по вкладу имеют возможность оформить поручение о переводе суммы вклада в любую кредитную организацию.

Доводы Сбербанка России признаются судом правомерными и обоснованными по следующим основаниям.

Согласно ст. 198 п. 1 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В обоснование позиции по спору ФАС России представлены обращения АК “БайкалБанк“ от 29.12.04 N 0118/795 в адрес УФАС России по Республике Бурятия; обращения Я. от 01.02.05 в адрес УФАС России по Республике Бурятия; соглашения между ФСБ России и Сбербанком России от 21.12.04 N 13/4/1150; письма Сбербанка России от 30.12.04 N 07-10650; письма Байкальского банка Сбербанка России от 11.11.04 N 23-06/385; письма УФАС России по Республике Бурятия от 29.02.05 N 04-01/140; письма АК “БайкалБанк“ от 27.04.05 N 04-04/74; приказ ФАС России от 16.05.05 N 93 “О возбуждении дела о нарушении кредитной организации антимонопольного законодательства и иных нормативно-правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг“; приказ ФАС России от 14.12.04 N 193 “О создании комиссии ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях кредитными организациями антимонопольного законодательства и иных нормативно-правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг“; письма КБ “БУМ-Банк“ от 16.06.05 N 781; письма ФАС России от 15.07.05 N АК/10074; письма ФАС России от 15.07.05 N АК/10075; письма Ассоциации Региональных Банков России от 18.07.05 N 03.01/44; письма Минфина России от 26.08.05 N 10-5-19/3041; протокол совещания от 25.08.05; акт проверки Счетной палаты от 03.10.04.

При исследовании представленных ответчиком документов, суд пришел к выводу, что выводы ФАС России изложенные в решении о нарушении Сбербанком России ст. 15 ФЗ “О конкуренции на рынке финансовых услуг“ не соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

Ст. 15 ФЗ “О конкуренции на рынке финансовых услуг“ определяет формы недобросовестной конкуренции и устанавливает, что запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе: распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации.

В соответствии со ст. 2 названного Закона, отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг, регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Федерального антимонопольного органа, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование на рынке финансовых услуг.

Основные понятия, применяемые в указанном Законе определены в ст. 3 Закона, так, рынок финансовых услуг - это сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовых услуг потребителям; конкуренцией на рынке финансовых услуг является состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг; недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг - признаются действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.

Из представленных ФАС России и 3-м лицом документов с достоверностью не следует, что в действиях Сбербанка России имело место недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг.

Условия и порядок осуществления пенсионного обеспечения военных пенсионеров в Российской Федерации определены Законом от 12.02.93 N 4468-1. Согласно ст. 56 Закона пенсии выплачиваются по месту жительства пенсионеров пенсионными органами Минобороны России, МВД России, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой России по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности России через соответствующие учреждения (филиалы) Сбербанка России путем зачисления денежных сумм пенсий во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом.

В силу действия статьи 105 Федерального закона от 23.12.03 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ ст. 84 ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 г.“ Правительство Российской Федерации обеспечивает в 2004 г., 2005 г. через Сберегательный банк Российской Федерации выплату пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах России и органах прокуратуры Российской Федерации, и членам их семей. На Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность заключить со Сбербанком России соглашение. Во исполнение названного Закона Минфин России и Сбербанк России заключили соглашение от 31.12.02 N 01-01-06/03-1710 (с изменениями на 01.08.03), предметом, которого является выполнение сторонами всех необходимых мероприятий по своевременной и полной выплате пенсий, пособий и компенсаций, подлежащих выплате лицам в соответствии с Законом от 12.02.93 N 4468-1, Федеральным законом от 17.01.92 N 2202-1 “О Прокуратуре Российской Федерации“, Федеральным законом от 03.04.95 N 40-ФЗ “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации“, Федеральным законом “О службе в таможенных органах Российской Федерации“.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает обязательное зачисление средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты пенсий и пособий военным пенсионерам, на их вклады, открытые в системе Сбербанка России.

Кроме того, суд установил, что для соблюдения установленного действующим законодательством порядка выплаты пенсий и исполнения требований Закона от 12.02.93 N 4468-1 военному пенсионеру необходимо предварительно открыть вклад в отделении Сбербанка России для зачисления на него соответствующих денежных пенсионных выплат. Такой порядок выплаты пенсий не исключает в дальнейшем возможность перевода денежной суммы вклада в другое финансово-кредитное учреждение по заявлению пенсионера, в том числе и путем получения денежных средств с помощью пластиковой карты.

В соответствии с п. 2.2 Соглашения N 01-01-06/03-1710 от 31.12.02 Сбербанк России принял на себя обязательства: не позднее следующего рабочего дня со дня поступления на корреспондентский счет Сбербанка России денежных средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты пенсий военнослужащим, перечислять необходимые суммы на счета территориальных банков Сбербанка России с распределением указанных сумм по органам, указанным в пункте 1.1 настоящего Соглашения в соответствии с платежными поручениями Минфина России и заявками этих банков; обеспечить выполнение территориальными банками Сбербанка России перечисление отделениям Сбербанка России полученных средств федерального бюджета с распределением сумм по органам, указанным в пункте 1.1 настоящего Соглашения в соответствии с символами банковской отчетности не позднее следующего рабочего дня со дня поступления средств федерального бюджета на их счета; отделениями Сбербанка России зачисление средств федерального бюджета, доведенных территориальными банками Сбербанка России, на счета по вкладам военнослужащих, а также оформление переводов указанных денежных средств военнослужащим через предприятия связи на основании документов, оформленных пенсионными органами соответствующих органов, указанных в пункте 1.1 настоящего Соглашения, в течение трех рабочих дней со дня поступления средств федерального бюджета на счета отделений Сбербанка России.

Осуществлять зачисление на счета по вкладам военнослужащих и выплаты по непредвиденным расходам, при наличии средств, не позднее следующего рабочего дня после предоставления документов, подтверждающих необходимость осуществления непредвиденных выплат. Соглашением установлено, что Сбербанк России и его филиалы не взимают плату за проведение операций по выплатам пенсий военнослужащим и не уплачивают проценты за использование временно свободных средств федерального бюджета, предназначенных на указанные выплаты (п. 3.4 Соглашения).

В случае неисполнения Сбербанком России и его филиалами обязательств, по настоящему Соглашению, Сбербанк России несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

Указанное соглашение действует в настоящее время и не оспорено заинтересованными лицами.

Утверждение ФАС России том, что направление Бурятским ОСБ N 8601 писем военным пенсионерам является распространением неточных сведений и способно причинить убытки другой финансовой организации, не соответствует фактическим обстоятельствам. Так, в письме ОАО АК “Байкал Банк“ от 29.12.2004 N 0118/795 ставится вопрос о взаимоотношениях ОАО с ГУ отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия по доставке пенсий и пособий на основании ФЗ “О трудовых пенсиях“. Письмо от 27.04.2005 N 04-0474 не содержит ни основания возникновения убытков, обоснования его размера, а также их расчета. Вопрос о возможным убытках, причиненных Сбербанком России не раскрыт в судебном заседании ФАС России. Из протокола совместного совещания с представителями МВД России, Минобороны России ФСИН России, Генпрокуратуры России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России, СВР России, Счетной палаты РФ следует, что участники совещания отметили позицию МВД России, Минобороны России, ФСБ России и ФТС России о том, что действующая схема выплаты пенсий военным пенсионерам, реализуемая в соответствии с пунктом 1 ст. 56 Закона, через Сбербанк России является надежной и практика взаимодействия ведомственных пенсионных органов со Сбербанком России эффективной.

Из акта проверки Счетной палаты РФ от 03.10.2004 следует, что перечисление средств федерального бюджета напрямую с балансового счета 40106 “Средства федерального бюджета“ без их зачисления во вклады пенсионеров является нарушением Правил Банка России от 05.12.2002 N 205-П и соглашений с Минфином России.

В данном случае действия Сбербанка России нельзя рассматривать применительно к ст. 3 ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ при отсутствии доказательств о наличии соглашений федеральных органов с коммерческими банками.

Таким образом, оспариваемые решение, предписание ФАС России от 09.09.05 не соответствуют требованиям ст. ст. 2, 3, 15 ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“, ст. ст. 4, 10 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и признаются недействительными в судебном порядке.

На основании изложенного ст. ст. 8, 12, 13 ГК РФ, ст. ст. 2, 3 ФЗ “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“, ст. 84 ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 г.“, ст. 56 Закона РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ и руководствуясь ст. ст. 65, 71, 110, 167 - 170, 176, 181, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать незаконными, недействительными решение и предписание Федеральной антимонопольной службы РФ от 09.09.05 по делу N 215/221-05 о нарушении антимонопольного законодательства, вынесенные в отношении Сбербанка России.

Расходы по госпошлине 4000 руб. возвратить Сбербанку России из федерального бюджета РФ.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в 9-й арбитражный апелляционный суд.