Решения и постановления судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2006, 07.02.2006 N 10АП-3549/05-АК по делу N А41-К2-15307/05 Решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении требования о взыскании задолженности по страховым взносам и пени оставлено без изменения, т.к. по части суммы задолженности налоговым органом нарушен срок направления требования об уплате недоимки.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

14 февраля 2006 г. Дело N 10АП-3549/05-АК7 февраля 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2006.

Полный текст постановления изготовлен 14.02.2006.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей И., К., при ведении протокола судебного заседания М.Р., при участии в заседании: от истца (заявителя) - М.О., дов. от 12.01.06 N 205-41/50-04, от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ N 5 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 3 ноября 2005 г.
по делу N А41-К2-15307/05, принятое судьей С. по заявлению ГУ УПФ РФ N 5 к ОАО “Промстальресурс“ о взыскании 13512,89 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 5 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пени с ООО “Промстальресурс“ в размере 13512 руб. 89 коп., в том числе 5935 руб. - задолженность на страховую часть пенсии за 2003 год, 28 руб. - на накопительную часть пенсии за 2003 год, 6720 руб.- задолженность на страховую часть пенсии за 2004 год, 828 руб. 12 коп. - пени на страховую часть пенсии за 2003, 2004 годы, 1 руб. 83 коп. - пени на накопительную часть пенсии за 2003 год.

Решением Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2005 г. требования ГУ УПФР N 5 по г. Москве и Московской области удовлетворены частично, с ООО “Промстальресурс“ в пользу ГУ - Главного управления ПФР N 5 по г. Москве и Московской области взысканы недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2004 год в сумме 6720 руб., пени по недоимке на страховую часть трудовой пенсии в размере 579 руб. 49 коп.

Во взыскании недоимки на страховую часть
пенсии в размере 5935 руб. за 2003 год, недоимки на накопительную часть пенсии - 28 руб., пени на страховую часть трудовой пенсии - 248 руб. 57 коп., пени на накопительную часть пенсии - 1 руб. 83 коп. за 2003 год отказано.

ГУ - Главное управление ПФР N 5 по г. Москве и Московской области считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем подана апелляционная жалоба.

В обоснование жалобы орган Пенсионного фонда указал, что в соответствии со ст. 3 ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 198-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах“ имеет дату 31.12.2001, а не 31.12.1998.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исключены из состава единого
социального налога (Федеральный закон от 31.12.98 N 198-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах“ и Информационное письмо Президиума ВАС от 11.08.2004 N 79 (п. 7)).

С 01.01.2005 взносы в государственные социальные внебюджетные фонды исключены из состава федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ в редакции ФЗ от 29.07.04 N 95-ФЗ). Оставаясь участниками правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы утратили обязанности по налоговому контролю (ст. 34.1 НК РФ утратила силу с 01.08.2004).

Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ N 167-ФЗ устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ, в то время как законодательство о налогах и сборах устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения.

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона РФ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной части трудовой пенсии - за счет бюджета Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд РФ в виде сумм страховых
взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога.

Следовательно, страховые взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога.

В соответствии со ст. 24 Закона “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ страхователи ежемесячно производят исчисление сумм авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода и тарифа страховых взносов. Для страхователей-организаций, являющихся работодателями, уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж.

ООО “Промстальресурс“ не перечисляло страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2003 и 2004 годы, что подтверждено ведомостью уплаты страховых взносов за 2003 год от 24.02.2004 и ведомостью уплаты страховых взносов за 2004 год от 18.01.2005, и в ходе судебного заседания данный факт не оспаривался.

01.06.2005 ответчику было направлено требование N 107 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени.

Поскольку сумма недоимки за 2003, 2004 годы не была оплачена ответчиком
в добровольном порядке, Главное управление ПФР N 5 по г. Москве и Московской области на основании ст. 25 Закона “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ 20.07.2005 обратилось с заявлением о взыскании недоимки и пени с ООО “Промстальресурс“ в Арбитражный суд Московской области.

Таким образом, по мнению пенсионного органа, согласно требованиям действующего законодательства задолженность по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ не относится к налоговым санкциям, взыскание которой допускается не позднее 6 месяцев со дня обнаружения, срок давности на взыскание задолженности на обязательное пенсионное страхование составляет три года.

На основании изложенного ГУ - Главное управление ПФР N 5 по г. Москве и Московской области просит решение суда отменить в части отказа во взыскании с ООО “Промстальресурс“ недоимки по страховым взносам и пени за 2003 год, заявленные требования в данной части удовлетворить.

Представители ООО “Промстальресурс“, извещенные надлежащим образом о времени и месте заседания, в судебное заседание не явились, дело слушается в их отсутствие в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ.

Выслушав доводы жалобы, проверив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением
и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

В результате проверки уплаты обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование органом Пенсионного фонда РФ выявлена задолженность за 2003 - 2004 гг. в сумме 12683 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии за 2003 г. - 5935 руб., на накопительную часть трудовой пенсии за 2003 г. - 28 руб., на страховую часть трудовой пенсии за 2004 г. - 6720 руб., что подтверждается ведомостью уплаты страховых взносов за указанный период (л. д. 11).

За каждый календарный день просрочки на указанную выше сумму недоимки, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, ответчику начислены пени, в соответствии с п. 4 ст. 26 Федерального закона N 167-ФЗ: 828 руб. 06 коп по недоимке на страховую часть трудовой пенсии, 1 руб. 83 коп. по недоимке на накопительную часть трудовой пенсии.

Требованием N 107 от 27.06.05 ответчику предложено уплатить сумму недоимки и пени в установленный до 08.07.05 срок (л. д. 8).

Частичный отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований о взыскании санкций на основании указанных актов апелляционный суд считает законным и обоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ N 167-ФЗ от 15.12.2001 расчетным периодом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
является календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Из статей 23 и 24 названного Закона следует, что страхователи обязаны ежемесячно исчислять и уплачивать авансовые платежи. Страхователи производят исчисление суммы ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Закона N 167-ФЗ. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

По итогам отчетного периода страхователь должен рассчитать разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Страховщику (пенсионному органу) этот расчет не представляется.

В соответствии со статьей 22 Закона N 167-ФЗ при исчислении суммы взносов применяется регрессивная процентная ставка: чем больше размер выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, тем ниже процентная ставка для исчисления страховых взносов.

Поэтому окончательная база для исчисления страховых взносов формируется и процентная ставка определяется по итогам расчетного периода - года.

Это обстоятельство учтено законодателем в абзаце четвертом пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ, где указано, что разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам, или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода (года) в соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в налоговый орган декларацию по страховым взносам не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

При этом в пункте 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ указано, что по окончании расчетного периода (года) страхователи обязаны представить страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Таким образом, принимая во внимание приведенные нормы, сроком уплаты страховых взносов за 2003 год следует считать 15.04.2004, за 2004
год - 15.04.2005.

Статьей 2 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

В пункте 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ указано, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. При этом порядок взыскания недоимки и пеней названным Законом не регламентирован. Следовательно, учитывая положения статьи 2 Закона N 167-ФЗ, подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации страхователь обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате страховых взносов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления ему требования об уплате задолженности по страховым взносам.

При неуплате плательщиком страховых взносов в установленный законом срок ему направляется требование об уплате недоимки (статья 70 Кодекса). Такое требование должно быть направлено не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты взноса.

Принимая во внимание изложенное, требование об уплате недоимки по страховым взносам за 2003 год выставлено с нарушением установленного срока.

В пункте 12 Постановления от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц необходимо руководствоваться положениями пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 48 Кодекса установлено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 Кодекса.

Согласно п. 14 Информационного письма ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 “Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании“ в силу статьи 2 Закона о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом. Закон о пенсионном страховании не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок, следовательно, подлежат применению нормы НК РФ.

При неуплате плательщиком взноса в установленный срок требование об уплате недоимки должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты (статья 70 НК РФ), а при неисполнении требования исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока его исполнения (статья 48 НК РФ).

Доводы апелляционной жалобы о неналоговом характере страховых взносов в связи с изложенным выше подлежат отклонению.

При указанных обстоятельствах отказ в удовлетворении требований ГУ УПФ РФ N 5 о взыскании недоимки по страховым взносам за 2003 г. правомерен.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, ст. 269 п. 1, ст. 271 АПК РФ, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 3 ноября 2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 5 г. Москвы и Московской области - без удовлетворения.