Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2006, 16.01.2006 N 09АП-14432/05-ГК по делу N А40-36375/05-63-358 Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования об обязании ответчика принять от истца в муниципальную собственность объекты жилого фонда оставлено без изменения, так как истец не доказал свое право на обращение в суд с данными исковыми требованиями.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

10 января 2006 г. Дело N 09АП-14432/05-ГК16 января 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.06.

Полный текст постановления изготовлен 16.01.06.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи П.В., судей С.А., Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем С.Е., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО “РЖД“ - филиала “Октябрьская железная дорога“ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2005 по делу N А40-36375/05-63-358, принятое судьей Г. по иску ОАО “РЖД“ - филиала “Октябрьская железная дорога“ к ответчикам - управе Молжанинского района САО г. Москвы, Департаменту имущества г.
Москвы, префектуре САО г. Москвы, 3-е лицо - ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, об обязании принять объекты коммунально-бытового назначения, с участием: от истца - П.А. по дов. от 23.12.2005 N 03-1043; от ответчиков - управы Молжанинского района САО г. Москвы - П.Л. по дов. от 10.01.2006 N 18-7-1/6, Департамента имущества г. Москвы - А., уд. N 1727, по дов. от 15.11.2005 N д-05/2026; префектуры САО г. Москвы - в судебное заседание не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Российские железные дороги“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к управе Молжанинского района САО г. Москвы, Департаменту имущества г. Москвы, префектуре САО г. Москвы об обязании управы Молжанинского района САО г. Москвы принять от ОАО “Российские железные дороги“ в муниципальную собственность объекты жилого фонда, расположенные по адресам: г. Москва, ул. Лужская, N 1, ул. Лужская, N 9 (625 км + 375 (инв. N 1023), ул. Лужская, N 11 (625 км + 375 (инв. N 1025), а также ст. Планерная, ул. Молжаниновская, N 17 (625 кв. м).

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2005 в удовлетворении исковых требований ОАО “Российские железные дороги“ отказано.

Не согласившись с принятым решением, ОАО “Российские железные дороги“ подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2005 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Заявитель считает решение арбитражного суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Ссылается на неправомерность выводов арбитражного суда первой инстанции о том, что истец не представил доказательств обращения к правительству г. Москвы по вопросу передачи объектов нежилого фонда из федеральной собственности
в собственность г. Москвы.

Как полагает заявитель, обязанность ответчиков по принятию объектов нежилого фонда подтверждается тем, что на основании Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“ и во исполнение п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 585 от 18.09.2003 издано распоряжение Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ, Министерства путей сообщения РФ от 08.04.2004 N 1499-р/110а/т-92р, в соответствии с которым утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. Таким образом, вышеуказанным трехсторонним распоряжением установлена обязанность правительства г. Москвы по принятию объектов коммунально-бытового назначения в собственность.

Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель ответчика (управы Молжанинского района САО г. Москвы) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.

Представитель ответчика (Департамента имущества г. Москвы) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Представитель ответчика (префектуры САО г. Москвы) в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей истца и ответчиков, проверив все доводы апелляционной жалобы и возражений на
нее, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

30 сентября 2003 года распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации N 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт, в соответствии с которым имущество (имущественные комплексы) организаций федерального железнодорожного транспорта, в том числе и ФГУП “Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации“, передано в уставный капитал ОАО “РЖД“ согласно передаточным актам на имущество, обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта. При этом в сводный передаточный акт не включены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, включая объекты жилого фонда.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 585 от 18.09.2003 Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации было поручено утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Также указанным выше Министерствам было поручено рассмотреть вопрос и при необходимости принять решение об установлении обременения имущества, подлежащего внесению в уставный капитал ОАО “РЖД“, включая обязанность этого акционерного общества содержать имущество социально-культурного, коммунально-бытового и иного назначения, не подлежащее приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, до момента передачи данных объектов в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

На основании Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 “О порядке передачи
объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“ и во исполнение п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 585 от 18.09.2003 издано распоряжение Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ, Министерства путей сообщения РФ от 08.04.2004 N 1499-р/110а/т-92р, в соответствии с которым утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

В приложении N 1 к данному распоряжению приведен перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. В данном перечне указано, что городу Москве подлежат передаче объекты жилого фонда, расположенные по адресам г. Москва, ул. Лужская, N 1, ул. Лужская, N 9 (625 км + 375 (инв. N 1023), ул. Лужская, N 11 (625 км + 375 (инв. N 1025), а также ст. Планерная, ул. Молжаниновская, N 17 (625 км).

В пункте 3 распоряжения установлено, что территориальным управлениям Минимущества России, органам субъектов Российской Федерации по управлению государственным имуществом, наделенным полномочиями территориальных органов Минимущества России, с участием открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ предписано осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения согласно приложению N 1 к распоряжению в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность.

Таким образом, правом на обращение в органы власти субъектов РФ или муниципальные органы власти с требованием о передаче объектов коммунально-бытового назначения было наделено исключительно Территориальное управление Минимущества по г. Москве как орган власти по управлению федеральным имуществом. ОАО “Российские железные дороги“ была предоставлена лишь возможность участия в передаче указанных объектов.

Согласно ст.
65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Сторонами в материалы дела не представлены доказательства обращения ТУ Минимущества РФ к правительству г. Москвы по вопросам передачи спорных объектов жилого фонда из федеральной собственности в собственность г. Москвы.

Также в соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.06.2002 N 377, оно осуществляет от имени Российской Федерации в установленном порядке управление и распоряжение федеральным имуществом, издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, утверждает инструкции, дает указания по вопросам деятельности центрального аппарата, территориальных органов Министерства имущественных отношений РФ и проверяет их исполнение. В соответствии с п. 7 Положения Министерство имущественных отношений РФ наделено правом на обращение в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту государственных интересов по вопросам приватизации управления и распоряжения федеральной собственностью.

В соответствии с Положением о Территориальном управлении Минимущества России “Агентство федерального имущества по городу Москве“, утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 31.10.2001 N 3120-р, Территориальное управление является территориальным органом Минимущества России, действующим на территории города Москвы. Территориальное управление создается распоряжением Минимущества России в целях реализации на территории города Москвы функций Минимущества России по осуществлению единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений.

Согласно п. 3.1 Положения Территориальное управление от имени Российской Федерации в установленном порядке управляет и распоряжается федеральным имуществом, в том числе закрепленным за федеральными государственными унитарными предприятиями и учреждениями, земельными участками и объектами недвижимости, включая объекты историко-культурного и природного наследия, земельные участки под приватизируемыми предприятиями
и другие природные объекты, расположенные на территории города Москвы. Территориальное управление имеет право в пределах своей компетенции обращаться с исками от имени Российской Федерации в суд и арбитражный суд в защиту государственных интересов по вопросам управления и распоряжения федеральной собственностью.

Кроме того, ОАО “Российские железные дороги“ не является федеральным органом исполнительной власти, обладающим полномочиями по управлению и распоряжению федеральным имуществом, и не наделено законодательством правом на обращение с подобными требованиями как в муниципальные органы власти, так и в арбитражный суд.

При данных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что истец не доказал своего права на обращение в суд с данными исковыми требованиями, в связи с чем исковые требования ОАО “Российские железные дороги“ не подлежат удовлетворению.

Кроме того, согласно пункту 2.2.4 положения о Департаменте имущества г. Москвы, утвержденного постановлением правительства г. Москвы от 16.07.2001 N 559-ПП, Департамент осуществляет в установленном порядке принятие имущества из собственности Российской Федерации, субъектов Федерации и других собственников в собственность города Москвы, а также передачу имущества города Москвы другим собственникам. Порядок принятия ведомственного жилищного фонда установлен постановлением правительства г. Москвы N 538 от 15.06.1999 “Об организации работ по приемке ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства в собственность г. Москвы“, в соответствии с которым прием ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства в собственность г. Москвы производится только на основании распорядительного документа правительства г. Москвы. В п. 1.2 постановления указано, что ведомственный жилой фонд и объекты коммунального хозяйства принимаются в собственность г. Москвы в пределах ежегодно утвержденного лимита общей площади принимаемых жилых и нежилых помещений, установленного исходя из наличия источников финансирования
дополнительных расходов, без учета ограничения принимаемого объема площади, при условии возмещения передающей стороной расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, разницы тарифов на тепловую энергию. В п. 1.5 постановления указано, что не подлежат приемке в собственность г. Москвы общежития, строения, расположенные в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий, ветхие (износ более 60%) и аварийные строения, а также строения, подлежащие сносу согласно нормативным актам правительства г. Москвы.

В отношении спорных объектов правительством г. Москвы не было издано постановление о приемке ведомственного жилищного фонда.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, и судебный акт принят при правильном применении судом норм материального и процессуального права.

Девятый арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу ОАО “Российские железные дороги“ необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2005 по делу N А40-36375/05-63-358 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО “Российские железные дороги“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок со дня принятия.